Текстимы, Минервы и прочие «стервы»...

Текстимы, Минервы и прочие «стервы»...

Традиционной претензией по части качества ремонта от граждан является корявое, неумелое шитьё на швейных машинах. Такие вот мол, безрукие у нас сапожники, что «элементарного не умеют».
Разберём «по полочкам» почему так. Ведь «дыма без огня не бывает», определённые основания для претензий имеются. Но и "безрукими" называть наших мастеров не совсем корректно.
Ремонтом обуви, как далеко не чистой и хлопотной работой, занимаются всегда мужчины. К кропотливой работе на швейных машинах большинство мужчин склонности не имеют. По моей статистике, из десятка прошедших через руки учеников, научился шить на среднем уровне лишь один. И это при том, что было кому подсказывать, объяснять, ….. а если мужчина работает один, сам у себя учится (?) Как это происходит сейчас в большинстве маленьких мастерских. В Советское даже время, средний цех представлял из себя 5-10 «нормальных мужиков» вершиной швейного искуства которых был тонкий ручной крючок, к машинам их чаще не подпускали. Ну видит же начальник цеха, кому дано, а кому «всю жизнь мотыгой целину пахать». И 1-2 от силы обувщика неплохо владеющих навыками шитья на обувных машинах. Они и определяли солидность, «лицо цеха»….
Но это «человеческий фактор». Теперь технический.
Обувные ремонтные машины представляют из себя довольно тяжёлые швейные агрегаты с далеко вынесенным рукавом позволяющем прошивать самые труднодоступные места в обуви и кожгалантереи. Настройки, (регулировка подъёма лапки, натяжения, диапазон нитей верхней и нижней) позволяет шить с хорошим качеством практически все материалы присутствующие в ремонте обуви От тонкой подкладочной саржи, до 3-4 слоёв кожи в самых труднодоступных местах.
Такой вот получается универсальный агрегат, незаменимый в работе. Но…..
Гладко на бумаге, а как в ремонте….. В ремонте приходится в течении дня много раз менять настройки. Шьёшь каждый раз разные материалы, разной толщины. Здесь и причина многих издержек, не будут же мужики из-за какой-нибудь одной ушивки отдельно настраивать машину. В регулировке диапазона нитепритягивателя верхней нити весь смысл получения качественного стежка на самых разных толщинах материала. В ремонте обуви они разные везде. Шьют чаще как получится, как настроено в данный момент. Сколько я не бился с учениками, никто этим вопросом особо не заморачивался. Ну очень «серьёзные» у нас парни, и ничего с этим не поделаешь (!!?) Некогда понимаешь с ниточками возиться.В этом кстати причина довольно высоких цен на такие казалось бы незначительные работы, у действительно серьёзных обувщиков.
Примерно такой была ситуация до середины 90-х начала нулевых годов. Ремонтные машины у нас в основном были импортными из стран бывшего СЭВ, (ГДР — Текстима, ЧССP- Минерва) Считалось что Текстимы дают более качественный, утянутый шов, Минервы попроще для "народных мастеров", чаще с отсутствующим вообще диском регулировки верхней нити. (только верхний "диск-тормоз-зажим") Осваивать производство своих машин не считали необходимым. Впрочем для военных целей в Подольске делали машину по моему 378 класса, но специфически военная с огромной длиной игл на все случаи нелёгких солдатских нужд для гражданского ремонта скорее неудобна. Для любителей быстрых выводов, мол «даже здесь (!), для пушечных дел мастеров, сделали, а для народа, шишь», поясню. В те времена Содружество Восточной Европы предполагалось «на века». То, что оно развалилось заслуга других граждан, развалили «по мажорному недомыслию», выражаясь корректно. «Не считали необходимым», так оно и было. Критического значения для экономики. производство данного оборудования не имело. Машина так сказать экзотико-ремесленная. Поэтому их у нас и не делали. Другие планы были.
Сейчас бывшие братские страны стали дальней заграницей. И машины такие наверно перестали производится.
Продающиеся на Авито б/у машины хорошая память о прежнем содружестве.
Взамен пришли машины китайского производства. (есть европейские модели, но их покупают в основном в Москве и Питере из-за более высокой цены)
Под китайскими у нас понимают как правило маленькие, дешёвенькие машинки, зато с громким названием «Версаль».
Настройки на них ограничиваются длиной стежка, и двумя натяжными дисками верхней нити. Подьем лапки только один, максимальный.Диапазон регулировки нитепритягивателя отсутствует, (сказка!!!)следовательно тонкие материалы шить проблемно. Привод ручной. Вылет рукава коротенький, для «детишек» в общем в самый раз.
Машинка очень невзыскательна, проста, дешева, короткие и доступные иглы. Для среднего и мелкого ремонта вполне годится.
Недостатки, длина стежка разная в зависимости от направления шитья, шить большие объёмы уже затруднительно, если и возможно, то страшно медленно. Поэтому замки допустим, чаще сначала вклеивают, после шьют направляя одной свободной рукой. (чаще в один, достаточно крупный стежок)
Низкая цена однако, делает своё дело. Купил за копейки и открывай дело! Можно сказать из-за таких машинок случилась «ремонтная, башмачная революция»(?!) Теперь «как нибудь зашить», могут многие. Мастерские в начале нулевых стали появляться как грибы после дождя.
У нас эти машинки называют «китайками» по стране производства. В Китай же они пришли вероятней всего из США, где применялись фермерами-ковбоями для текущих на отдалённых ранчо нужд. Возможно, для ковбоев выпускали и более совершенные, компактные машинки, "версали" тоже разные. США, прародина обувных ремонтных машин, как и многих других технических новинок прошлого века.
 Кроме этих изделий китайцы освоили сборку и более сложных машин. С полным функционалом настроек. Собирают их разные фирмы, с разным качеством, но «основу» точать где-то в одном месте, так-как конструкция кроме длины рукава в принципе одинакова. Классический Singer 29K. Так эта конструкция называется на Западе.
Именно на такой машине определился я. Основой решения стала доступность запчастей. Текстимы и Минервы к нам всё-таки давно не завозятся. 
Недостатком является электропривод, ножной отсутствует. С одной стороны электропривод удобен, с другой, особых скоростей в ремонтах не бывает. Кроме отдельных работ вроде сшить стельки или прострочить по швам большую хозяйскую сумку. (в случае моей машины, заказывалась отдельно, скорости регулируются от сверхнизких до достаточно высоких, ниже видео


как видно из видео китайскими товарищами были учтены мои пожелания, обе руки при работе свободны)
В среде обувщиков ножной привод более популярен по причине сложности толстого шитья. Ногой не только приводят в движение, но и остановить можно вовремя. Иглы к этим машинам дороги и труднодоступны, в ближайших магазинах швейных изделий не купишь. 
Самое же главное, машины ремонтные с полным функционалом настроек сравнительно дороги. Точнее стоят они как обычное промышленное оборудование с разницей от страны сборки. Окупаемость же проблемна, нельзя сказать, что у нас в ремонтах они так уж загружены. Машин б/у, списанных с закрытых советских предприятий, и прочих "извилистих троп", уже нет. Точнее есть, продают на АВИТО. Но как они шьют, сменив за свою нелёгкую жизнь много владельцев всегда неизвестно. Поэтому десять раз подумаешь, да и купишь в крайнем случае б/у советского завоза ещё машину, а вдруг повезёт, достанется за бесценок, и рабочая. Такова логика большинства ремонтников обуви.
В начале 90-х большое кол-во дорогих минерв оказались "извилистыми тропами" в частных руках. Из-за отсутствия обучающей информации (интернет появился позже, хотя и сейчас с этим сложно) мужики,, полагавшие что им досталась хоть маленькая, но своя «нефтевышка» (?!!) , упирались в «капризность» минерв, отсутствие подходящих игл (с другими вообще не шьёт), подвергали их различным переделкам и в конце концов Минервы,  либо стояли как «украшение» мастерской "  для солидности"(??!), либо продавались следующей «жертве», или вообще, в сердцах, на металлолом.
Необходимость периодических регулировок во время работы и породили миф среди сапожников о капризности машин. Как любое достаточно точное изделие, машины эти требуют грамотного ухода в том числе. То есть без знающего и соображающего технически человека машины класса Минерва, Текстима, и американские аналоги могут оказаться бесполезной грудой металла. 
Вести ровную строчку на ремонтных машинах сложнее чем на обычных промышленных или бытовых швейных машинах с нижним приводом. Зависит конечно от навыка обувщика, ко всему можно приспособиться. Некоторые ремонтники (включая меня, для деликатных работ использую рукавную с тройным продвижением)для устранения этого недостатка используют для ровного стежка отдельные виды промышленных заготовочных машин. Самые популярные относительно дешевые колонковые б/у машины 402 класса, либо всем известные 322-ые  подольские. Все они так-же в большом кол-ве попали на частный рынок во время развала советской промышленности.(Теперь это почти антиквариат, Подольский завод точной механики предусмотрительно угроблен нашими «глобально мыслящими гражданами»)
Миф о «корявых руках» наших сапожников основан во первых на человеческом факторе ( из мужчин швейники чаще неважные), во вторых оборудование для этих работ чаще приобретается самое недорогое. Простенький, недорогой, безотказный в работе «Версаль» является в данный момент для большинства работающих в сфере ремонта обуви оптимальным решением. Обувной «автомат Калашникова», или скорее «трехлинейка Мосина», медленно, надёжно, никаких тебе сложностей, умностей. Особенно в провинциях с недорогими ценами на ремонт, да и объёмами работы небольшими. Ассортиментом услуг при этом наверно приходиться жертвовать. Очень много видов ремонта на «Шарманках» (так я называю «Версаль»), как мелкого ремонта (замена липучек, резинок например), так и крупного (ушивание голенищ) делать или невозможно или страшно медленно и неудобно. И качество естественно страдает.
Ну и третье, немаловажное в наше потребительское время. Сложив в голове всё вышеописанное, сапожник, живущий чаще в условиях постоянной нехватки денег, отказывается от приобретения недешевого и рискованного как ему кажется оборудования. Денег жаль. Лучше уж потратить на отпуск в Турции всей семьёй например. Чем выкинуть «на железо», а сможешь пользоваться или нет(?) неизвестно. Тем более «много ли клиентов соображают» в качестве стежка(??) Зачем тогда разоряться на оборудование(??) Так, согласитесь, вполне логично и прагматично рассуждают обувщики-ремонтники.
Вывод для клиента можно сделать следующий, если желаете качественно вшить молнию, надёжнее обращаться в мастерскую оснащённую какой либо из промышленных заготовочных машин (чаще колонковых). На них проще шить даже среднеподготовленному сапожнику. Если требуется шить в более труднодоступном месте, тогда в идеале, конечно лучше классических полнофункциональных, ремонтных машин не найти. Только на них можно настроить жестко утянутый (ограниченный диапазоном нитепритягивателя) крепкий стежок. Но к этим машинам необходим хорошо понимающий их сапожник. Часто такого совмещения не получается. Машина ещё "живая", но сапожник пока неквалифицирован, или сапожник добросовестен, но машина старая, «ушатанная» от многочисленных попыток «усовершенствовать» многочисленными владельцами.
«Как нибудь зашить», вполне можно и в ближайшей точке срочного ремонта на «шарманке». (На "версале" хороший шов тоже реален, просто неудобен он в работе)
Качественное шитьё на ремонтных обувных машинах было и в советское время, и сейчас, и наверно в будущем будет, «привилегией» увлекающихся с японским упорством ручной работой людей. Даже в нынешнее время сплошных «реалистов», «прагматистов» и прочих, такие к счастью ещё встречаются. Если такой парень работает в шаговой доступности от места вашего проживания, считайте вам «повезло хоть в чём-то». Как правило, такие ребята если в этом сильны, то и другие работы им вполне посильны.


????

Комментариев 0