Ремонт обуви...это бизнес?? Тогда это что…??


Многие клиенты желая мне вполне хорошего, напоследок говорят «Желаю успехов вам в вашем бизнесе!» Клиенту вполне позволительно называть бизнесом» даже этот род деятельности который вполне уступает в настоящий момент «доходности»… сторожа на шлагбауме какой-нибудь значимой для России организации. Смотря чьи ворота охраняешь!!
Доходной она видится только со стороны, не вникающего в тонкости потребителя. Есть конечно обувные «сервисы» с минимальными затратами, но они чаще либо работают недолго (год, два), либо остаются «халтурными забегаловками» для случайных клиентов.
Тогда почему до сих пор находятся граждане этой «неэффективной» деятельностью занимающиеся? Кажется странным, особенно сейчас, когда каждый только и озабочен, как бы «бабок настрогать».
Когда-то мой первый наставник говорил мне довольно убедительно примерно в таком духе,«Если хочешь стать мастером…. забудь о деньгах. Мысли о деньгах «отключают» мозги и станешь просто,обычным «шабашником». А этого «дерьма» и так хватает….»
Дальнейшие старшие мастера говорили не раз, и не два. «Сапожник-ремонтник учится всю жизнь...»
Ремонтнику, особенно сейчас, когда на рынок хлынул шквал самой разной обуви, с самыми разными проблемами приходиться быть сообразительным всегда. Каких-то тридцать лет назад всё было гораздо проще.

В настоящее время слышишь постоянно массу «мнений» интеллигентствующей публики, мол, время ремёсел, неизбежно уходит. …., не хотел бы я жить в те времена, и в той стране, где будет проблемно найти сапожника, плотника, слесаря или художника. У нас к сожалению, в последние годы всё к этому и идёт. «Отмирание» ремёсел, неизбежно ведёт к профессиональной деградации народа, и деградации в конечном счёте промышленных производств.Особенно сложных. Общий уровень сноровистости, культуры населения падает, и неоткуда будет брать толковые кадры предприятиям. Вы же не можете себе представить открытие производства авиалайнеров среди бедуинов пустыни Сахары. Требуется высокая общая культура населения, кто делать то будет самолёты? Это к общему примеру, для наглядности понимания.
Похожая проблема была основной в нашей стране в минувшем XX веке. Индустриализацию делали руками вчерашних «мужиков от сохи», и какого это нервоза стоило!!? Поэтому и стали вкладывать в СССР большие средства в технические вузы, профессиональные училища. Был учтён печальный опыт первых пятилеток,во время войны приходилось «штучно» отзывать с фронта уже призванных специалистов на предприятия.И кстати, возможно поэтому, именно эта часть образования,техническая,была «оптимизирована» в первую очередь,во время текущей «дружбы народов».Наши «партнёры» ведь тоже учитывают свой «печальный опыт». Им полвека пришлось с СССР «бодаться».Что-бы снизить потенциал страны, желательно «уронить» общий уровень технической сноровистости населения. Тогда любую фабрику «поднять» станет очень сложной задачей, а про ВПКа вообще молчу...
В начале 90-х сталкивался с «мнениями знающих людей», что «нигде в нормальных странах обувь не ремонтируют, и только у нас…..»
Граждане эти скорее всего бывали на Западе кратковременно. Действительно, в странах давнего, устоявшегося капитализма, ничего подобного, созданной в «Союзе» системе «Соц.быта» никогда не было. Но это не означало, что в них нет своих сапожников. Почти в каждом из средних и больших городков Европы и США есть свои «Гансы» и «Джоны» занимающиеся этим родом деятельности. Обувное дело обладает одним значимым преимуществом, сапожника невозможно «уволить» от собственного населения. И пусть это занятие и малодоходное, но в любой «кризис», на хлеб насущный заработаешь. Следовательно обувщики есть в любой стране, где живут ещё люди, а не биороботы. Занимаются обувью на Западе семьями, что стало даже какой-то традицией. В США был снят фильм про сапожника, посмотрите между делом, иронично-добрый юмор авторов привлекает (видео ниже)


В отличии от стран Запада, где услуги и ремёсла развивались постепенно и естественно, у нас были свои особенности. Наша страна в прошлом веке совершила грандиозный рывок, буквально «из лаптей, в Космос»(!!) Буквально! Ещё в 30-х, 40-х годах лапти в деревнях ещё применялись за отсутствием в достаточном количестве нормальной обуви. И Гагарин, в этом смысле знаковая личность. Деревенский мальчонка взлетевший первым в мире в Космос.
В каждой русской деревне присутствовали разумеется свои «умельцы», закрывающие нужду односельчан в подобных услугах. Естественно с массовой урбанизацией 30-х, 70-х годов вся эта неформальная, бытовая культура была принесена с собой в город. Были мастера в частном секторе, объединявшиеся иногда в коллективные артели. Качество услуг от «деревенского сервиса» отличалось не сильно. Причин тому было много. Во-первых сам клиент то был не особо взыскателен, вчерашние крестьяне. Во-вторых инструмент, оснастка, оборудование были в диком дефиците.
(как видно из американского фильма, мастерская неплохо оснащёна, так вот, во времена СССР «достать» всё это было нереально дорого, а своего не делали, или делали, но мало)
Страна решала более глобальные проблемы, поднимать промышленность, гидростанции, ракеты и прочее, не до «мелочи всякой», «штиблет модных».
Изменения произошли после того как Никита Сергеевич Хрущёв, большой любитель всего нового, «погуляв» по Европам и Америкам вдруг увидел, что в смысле сервисов СССР остаётся «прежней деревней» , но «переехавшей в город». В общем-то, так оно и было. После чего и была предпринята попытка создания «системы бытового обслуживания» которую старшее поколение успело ещё застать. «Пережитки темного прошлого», частных мастеров и артельщиков стали организованно «гонять», закрывать. Вместо них созданы были централизованные, хорошо оборудованные за гос.счёт цеха, по ремонту обуви в том числе. Задумка была в целом правильной на тот момент, рывком поднять «башмачную культуру» вчерашних ещё крестьян до более менее приличного качества обслуживания. И результат был, качественное обслуживание перестало быть «элитарным», только «для соображающих» граждан. В крупных цехах резко ускорялся обмен профессиональным опытом обувщиков, в отличии от замкнутой атмосферы артелей. Где обувщики ревностно следили за нераспространением своего опыта. (нечто подобное сейчас стало возвращаться).
Со временем однако, система бытового обслуживания, превратившаяся в своего рода «монополию по обслуживанию» стала неуклонно терять качество. Мастера работающие в «системе» не были заинтересованны в хорошей работе. Хоть старайся, хоть халтурь, заработаешь одинаково или даже…..халтурить было «доходней»(!) Клиент стал постепенно «искать подходы» к мастерам «частным порядком», что-бы сделать себе «по человечески». При цехах неформально стали возникать две «приёмки». Одна общая, где ждать месяц и качество непонятно какое, вторая с «заднего хода», куда сапожники «выходили покурить» для «знающих людей». В общем «система» постепенно деградировала, а с развалом «Союза» быстро схлопнулась. Особенно в городах, где местные власти лучше схватывали «остроту текущего момента», в случаях когда бытовики занимали слишком удобные помещения. В Оренбурге перестал существовать «Дом быта», в центре города, где горожане могли в общем-то получить все виды услуг в одном многоэтажном здании.
Когда-то, в процессе моих «гуляний по столицам», встретился в одной из гостиниц с одним молодым британцем. Прекрасно говоривший по русски англичанин меня сильно удивил, своим знанием в общих чертах обувного дела. Ещё большее изумление вызвало то, что многие «элитные дети» в Англии, частным порядком обучаются какому либо ремеслу. Сейчас я знаю и понимаю, зачем лордам, мэрам и пэрам это нужно. На тот же момент я был искренне изумлён. Им то это ЗАЧЕМ?
В процессе воспитания своих чад, «закрытая аристократия» следит за тем , что-бы из них не выросло «заносчивое животное». Это раз. Ремесленный труд любого рода развивает мышление и моторику рук, это два. Владеющий какой либо профессией по настоящему, лорд, мэр или пэр значительно «ближе к простым людям», следовательно может обладать гораздо большим авторитетом у народа, к управлению которым их собственно с детства и готовят. У нас «первооткрывателем» этого метода политического «самопиара» стал царь Пётр I. Владевший «земными» профессиями плотника, кузнеца, сапожника. Приветствовалось увлечение скульптурой, мозаикой, живописью. Любое художество развивающее у молодого аристократа вкус к хорошему, мышление позволяющее реально оценивать мир.
Уинстон Черчилль, известный британский политик, «отдыхал» трудом каменщика и живописца. Многие другие увлекались музыкой и другим творчеством. Не в стороне находится и обувное, кожевенное дело. Джентльмен не разбирающийся в обуви, с дешевым кошельком и в дурной шляпе,таковым не является! В некоторых кругах, ходить в «магазинном» изделии массового спроса, до сих пор не «соответствует статусу».
Не думаю, что в «консервативной Британии» что-то радикально изменится в этом смысле и в ХХI веке. Эпизоды из западных фильмов, когда какой-нибудь «большой дядя» решает свои многомиллиардные дела, одновременно что-то выстругивая в домашней мастерской, или в край, обустраивая сад собственными руками, «основаны на реальных событиях». Обувное, кожевенное дело, находится в этом ряду не на последнем месте.
И так, дорогую обувь из натуральной кожи ремонтируют везде, и в «нормальных странах» вроде Англии и США, и в «ненормальных», как в нашей родной России. (надеюсь, ироничный юмор понимаем)Отличия только в том, что в нашей стране в своё время была предпринята попытка упорядочить этот сервис законодательно.Сделав его удободоступным для большинства населения и принудив бывших артельщиков работать на принятом в других странах оборудовании с соответствующим качеством. Что из этого вышло….? Ну что ж, у нас всё задумывается как лучше, а получается как всегда. По крайней мере, какими должны быть услуги обувного обслуживания мы в советские годы увидели. Сейчас правда «стихийно» всё скатывается к тому же что было в середине прошлого века.Лучше стало только в материальной обеспеченности. Теоретически, сейчас любой обувщик может пользоваться в работе любыми по качеству материалами.Резко развившиеся интернет-коммуникации позволяют, при желании, обеспечить мастерские необходимым оборудованием и инструментом. Но этот позитив, сдерживается массовым наплывом сверхдешёвой, низкокачественной продукции из азиатских стран. В результате интерес обувщиков к делу падает.Кто-то из хороших профессионалов уходит из сферы услуг, не выдерживая столь нездоровой китайско-коммерческой «конкуренции». Уходят впрочем и «любители больших, легких денег» в большом количестве пришедших в ремонт обуви в 90-х и 0-0-х годах. Большинство их «меняет профиль халтур» легко и быстро.
В данный момент «стихийно» в башмачном смысле Россия отходит к «зоне влияния» Китая. Европейской сборки обувь большинству наших граждан недоступна стала по ценам, мощностей наших фабрик вряд-ли хватит, что-бы конкурировать с китайцами по ассортименту и разнообразию моделей. В южном Китае одних обувщиков и кожевников работает количество соизмеримое с населением всей московской области. Работают они иначе. Их девиз, как раз, смелый эксперимент, активное копирование всех последних моделей, в ущерб качеству.(вопрос качества, вообще стоит на последнем месте, главное оборот и продажи. Со сменой названий «фирм-производителей», торговых организаций, всевозможными «банкротствами» все уже давно освоились)На одну нашу пару сапог, пусть добротно сделанную, китайцы всегда ответят десятью, не лучшего качества, но самого последнего писка моды, и втрое дешевле. Не слишком то грамотный русский потребитель больше предпочитает китайское. Глобалистки, пока,настроенное руководство России такой расклад тоже устраивает. Обувных, текстильных дефицитов при такой «дружбе» с Китаем наблюдаться не будет. Как может уцелеть наша промышленность в этом случае, представляется туманно.Сложности будут и у ремонтов. Мало того, что население может уже массово переобуться в китайское, ремонтировать эту обувь сложнее. Верхи обуви слабее, быстрее рвутся, материалы низа-подошв отличаются по химическому составу, клеятся сложнее, приходиться применять доп. присадки к клеям. Они в большинстве импортные, что также удорожает ремонт. «Обывательски» думающие граждане скажут, ну и что? Чаще рвётся, снашивается, значит работы будет больше и т. д.. Нет работы станет больше у «халтурщиков», кто вопросами качества вообще «не парится». Нормальным обувщикам всё чаще приходиться в ремонте отказывать.Потому что работа становится нецелесообразной. А что будет дальше??….
Можно надеяться на изменения в самом Китае. В республике далеко не всем нравится растущее в мире предубеждение к качеству китайских товаров, обувных в том числе.Назойливая алчность иностранных «инвесторов»,(российских так-же)принуждающих китайцев работать трёхсменно за низкую плату, устраивает КНР только до определённого момента.
В США так-же многих не устраивает нынешняя ситуация. Если 30 лет назад была взята стратегия на построение в Америке «потребительского рая» дешёвым трудом китайцев. «Большие дяди» увидели возможность, «разровнять» таким способом социальную структуру «развитых стран», за счёт снижения количества квалифицированных пролетариев, и соответствующим увеличением представителей офисно-менеджерских услуг, многих прочих «успешных» профессий. И получилось надо сказать. Нынешнее общество в «развитых странах» отличается от прошловекового,как небо и земля! Да что говорить, наша страна, тоже стремившаяся все эти годы, стать наконец «на людей похожими» в результате…..стала похожей!! Бездарных артистов и прочих медийных звёзд сейчас наверно больше стало, чем элементарных токарей, фрезеровщиков. (О каком машиностроении может идти речь? )
Но целенаправленное закрытие собственной индустрии, неизбежно привело к профессиональной и общечеловеческой деградации многих американцев. Неглупые американские социологи не могли этого не отметить. Если раньше средний американец представлялся в мире, энергичным, сноровистым парнем. То теперь образ среднего американца померк.Скорее это уже толстое, ленивое существо жующее гамбургеры и прочие прелести дешёвой гастрономии. Деградация целой нации проблема гораздо более серьёзная, чем какие-то там финансовые долги или цены на нефть. ( В настоящий момент в США «издержки глобализационного эксперимента» вылились уже в социально-политический кризис, «американский бунт, бессмысленный и беспощадный», «средний,жующий американец» занялся погромами магазинов,серьёзных протестантов немного)
Своих кредиторов, ведущие державы мира всегда могут «технично простить», для чего и заваривается по всей планете вся эта вирусная история. Цены на нефть(?)Когда нужно подымут, когда нужно опустят, это лишь инструмент давления, для внятности, лучшей сговорчивости политиков. «Замаскированным аристократам» Британии и США вдруг «вспомнился» «Древний Рим» времён постепенного, хотя и сытного упадка.Осознали допущенную ошибку, и стали круто разворачивать корабль мировой экономики. Причины «разворота» имеют стратегический характер. Что из этого выйдет, посмотрим…..
Реальные вопросы между американским и китайским руководством будут решатся негласно «за закрытыми дверями», надеюсь договорятся без применения более сильнодействующих аргументов. Ведь столько лет «дружили», не сбрасывать же «дружбу», совсем уж «коту по хвост».Тогда, к началу следующего года, после американских выборов всё устаканится,на какое-то время по крайней мере.

Существующие в настоящий момент в постсоветских городах и в других странах ремонты обуви относятся естественно к сфере социального быта, чем к какому-то «бизнесу». Занимаются им чаще люди по каким-то причинам «трудноустраиваемые» для других работ. Качество услуг подобных сервисов обычно оставляет желать лучшего. По причинам, как невысокого достатка этих социальных групп, так и недостаточного обмена опытом между этими мастерами. «Комплектуются» эти мастерские в настоящий момент чаще из числа иммигрантов, различными инвалидами, а при трудностях в экономике из местных безработных. Так что любой «расцвет малого бизнеса» в сфере ремонта обуви скорее свидетельствует о тревожной ситуации с безработицей.
Другую категорию составляют работающие по «старой памяти» родственных связей. Кто-то из родственников работал в своё время в «системе соц.быта» и по «наследству» перешло какое-то оборудование и инструмент. Эти люди в настоящий момент составляют основной «костяк» стабильно работающих мастерских во всех постсоветских городах. Средний уровень качества их услуг как правило гораздо лучше чем у первой группы «обувщиков мутных времён». Хотя и недостатки у мастеров «старой закалки» тоже имеются. Например, некоторая косность в используемых материалах ремонта. С дешевыми материалами работать проще, клеются они лучше, но носятся в полтора-два раза хуже. Меня одно время подводила излишняя уверенность в качестве клеёв, мол достаточно хорошо подготовить материалы, а уж приклеится, намертво в таком случае всегда. Вроде очевидное, но «дошло» не сразу. Сейчас разнообразие материалов низа-подошв по химическому составу значительно увеличилось, и приходится дополнять обработку различными реагентами.
К сожалению, за последние годы вторая категория мастеров всё больше и больше сокращается. Как по естественной причине возрастной убыли, так и общеэкономической, особого интереса к совершенствованию мастерства у большинства обувщиков нет.

На днях обратился клиент военнослужащий. В процессе приёма выяснилось, военные испытывают некоторые трудности с ремонтом обуви и амуниции. Эта проблема была в своё время продумана руководством Советской Армии. На Подольском заводе точной механики были выпущены походные комплекты швейного оборудования для ремонта обуви в том числе. Выпуск этого оборудования был обусловлен анализом опыта войны. Если уж в гражданской жизни, сравнительно спокойной, «амуниция» приходит иногда в негодность, то что происходит с этим хозяйством в ходе боевых действий? Тут броня горит и плавится, не то что всё остальное. Сейчас долгое время вооружённые конфликты на постсоветском пространстве имеют имеют чаще кратковременный, скоротечный характер. Поэтому вопросы тылового обеспечения не имеют такой остроты. А вот во время мировых войн, столкновений миллионных армий, здесь тыловые службы сталкивались в том числе, с постоянными проблемами негодности обуви. Решались они во время войны чаще,…...как получится. Найдётся в подразделении «рукастый мужик»,.. хорошо, найдут какой никакой инструмент и организуют «походную мастерскую» в ближнем тылу. Не найдётся,..плохо, будут неизбежно проблемы с обувью и прочим. «Прикручивались» к военной экономике и существовавшие артели для централизованного ремонта поступающего с фронта имущества.Некоторое из которого, в условиях русских зим, имело едва ли не «стратегическое» значение, например валенки. В сапогах в окопах долго не простоишь, а вот в валенках! Их в войну ценили и ремонтировали до последнего вздоха.Опытнейший, прошедший три войны, партизанский командир Сидор Артёмьевич Ковпак, когда его спросили, какие специалисты ему нужны в первую очередь при организации отряда, ответил. Слесарь-оружейник, врач-хирург, швейник-сапожник. Понятно, что все три названные профессии только самой высокой квалификации и опыта. Таких спецов, Ковпаку подобрали. Несложно догадаться, при действиях отряда диверсантов в тылу противника, любые контакты с местным населением минимизируются максимально, достичь этого можно на длительное время только при правильной организации своего «автономного тыла». В старом советском фильме о легендарном партизанском командире показаны эпизоды использования «злодейски опытным» Ковпаком, резких температурных перепадов в русскую зиму. Наступающего неприятеля просто мастерски «обмораживали»в поле. Ноги у залёгшей пехоты студенеют в сапогах за полтора-два часа, после чего …...остаёться только сдаться! Если совсем не околеешь!

Элементарный ручной инструмент для походной мастерской, какой никакой, бойцы-артельщики сами могли сообразить. Швейное же оборудование было проблемой.Использовались обычные зингеровские машины. После войны вопрос был решен капитально. Для пошива-ремонта брезентовых тентов, плащей и прочего предназначалась машина армейская 322 класса походная. Для ремонта обуви, 378 класса. Первую машину, прямостольную в армии использовали намного чаще. Для второй, обувной, на которой шить посложнее, как правило не хватало специалистов среди молодых призывников. Их выпустили и хранили на складах на случай ….... Во время войн специалисты почему-то быстро находятся.
Сейчас, по прошествию 75 лет после победы, мы судим о ней больше по кинофильмам, ярким образам героев танкистов, лётчиков, разведчиков. Между тем, война, это тысячи вёрст протоптанных миллионами солдат, переправы, болота, топкая грязь, холодные окопы. Преодолевать всё это помогал…… «рукастый мужик» в подразделении, военный «аналог» нынешней профессии обувщика-ремонтника. Их руками в полевых условиях и ближнего тыла были отремонтированы миллионы пар валенок, сапог, плащей, тентов, палаток, прочей амуниции. Кинофильмов об этом не снимают, тема не слишком яркая. Но солдаты, пол-земли в годы войны протопавшие, об этом точно помнят.
В СССР этот вопрос «ремонтов обуви» адекватно понимался, в смысле того что значимость этих услуг (и других подобных) определяется  не «прибылью» приносящей, а отсутствием бытовых проблем у инженеров и рабочих, врачей и учителей, военнослужащих и сотрудников МВД. Основное внимание всегда уделялось вопросам качества услуг, воспитанию молодых мастеров, созданию некой «этики труда» среди них. Да, возможно, к концу 80-х многое из заявляемых целей скорее формально декларировалось, о негативе молчали, развития, совершенствования не происходило. Используемые материалы ремонтов не соответствовали уже уровню. О чём говорили между собой мастера. Но это уже отдельный вопрос к руководству тех лет. Некоторые граждане подумают, что данная точка зрения звучит как «эхо из 60-х, 70-х годов, ушедших навсегда». Ни с кем не собираюсь спорить, на практике часто бывает, что будущее является усовершенствованной моделью прошлого. «Система бытового обслуживания» вырабатывалась в 60-е годы талантливыми людьми, но, как часто бывает….. Не был учтён «человеческий фактор» низового звена-исполнителей. Народ то приходил работать из вчерашних крестьян и среднего городского слоя неопределённых занятий, помнящих только, что «сапожная работа халтурная», аж с позапрошлого века от своих дедов-артельщиков. Вылилось это в значительное снижение качества обслуживания к исходу времени СССР.
В настоящий момент момент остатки прежней системы существуют в нашем городе в виде «мастерских от общества ВОИ». Чиновники нашли такую форму сосуществования системы с общефедеральным обществом инвалидов. На мой взгляд, решение неплохое, но организация непрофильная, не профессионально обувная. Просто на остатках советского оборудования выживают и всё. Логичнее сервисным центрам работать с обувными предприятиями на основе общих в целом проблем. Но тогда встанет вопрос обновления активных фондов, (оборудования),улучшения качества обслуживания, работа с кадрами. Обществу ВОИ наверно явно не этого. Других проблем гора. Обувным предприятиям сотрудничать с «сиротами и убогими» (шутка)тоже не нужно, посерьёзнее проблемы. В настоящее время идёт …. иначе не скажешь, тихая война на уничтожение, между официально работающими отечественными обувными предприятиями, и огромным шквалом нелегалов-производителей контрафакта,недобросовестных импортёров из стран Азии. За последними масса преимуществ, полное несооблюдение санитарных норм, неуплата (или частичная уплата) налогов и пошлин, практически рабский, дешевый труд азиатских рабочих, технологиями не заморачиваются. Сбыт нелегальной продукции проблем не имеет, торговых центров тьма, всем нужна прибыль, население обедневшее, скупает что подешевле. В общем «игра в одни ворота» получается. По идее, позиция государства могла бы перевесить в сторону наших производителей. Полная гибель лёгкой промышленности государству не должна быть интересна. Но позиция гос.органов неясная, на словах поддержка наших предприятий, на деле иначе, всё идёт как прежде, и даже хуже. Контрафактная, низкосортная обувь стала уже привычной обыденностью в нашей стране. Такое впечатление складывается, что чиновники даже браться за эту проблему бояться и не хотят, ведь ситуация на рынке обуви теперь настолько запущена….
А придёться, не нынешнему поколению чиновников, так следующему.Только им, последующим, труднее придёться с «Бангладешем внутрироссийским» разбираться. Хотелось бы жить в стране, где за честные, трудовые, можно было бы без проблем купить честно изготовленные, с гос. гарантией качества ботинки (и не только).
Так ремонт обуви и сопутствующие сервисы, это бизнес???…… Или это ….что? Как видим на практике, тянущейся третье десятилетие «тихой войны», «бизнес», в виде торговли контрафактом нелегальными дельцами, изничтожает не только добросовестные производства, но и соответствующие уровню, ремонты обуви в том числе. Сейчас население России видит это уже наглядно,необязательно говорить, достаточно в город выйти.Работают в «услугах» в основном представители «солнечных республик», имеющие перед местными обувщиками похожие преимущества, как и нелегальные дельцы производители перед официальными концернами. Требования по качеству минимальные, затрат никаких, «прибыль-заработок» максимальный. С трудом существуют ещё, но, при существующих условиях,неизбежно закроются мастерские ВОИ.Просто потеряв даже минимальную для выживания рентабельность, «бизнес» всё в Китай заберёт, или в местный «полукриминал производителей». Закроются и последние частные мастерские из местных обувщиков (включая вероятно и мою). В последующем десятилетии «дельцы» выжмут из этого вида сервиса последние деньги, а потом ремонт обуви просто …..исчезнет….на какое-то время. Так как народ наш не настолько глуп, что-бы бесконечно «жульё кормить». Обращаться будут по частным домам к «своим мастерам», примерно как было у нас до революции. Или сейчас практикуется в странах Запада, где «социально-бытовых систем» никогда не было, или делались отдельно, усилиями местных муниципалитетов.
Вполне возможно (теоретически)воссоздание аналога прежней системы услуг, на новых началах лучшего кадрового состава (своевременной «очистке» от «барыжно-мыслящего» контингента), большего разворота к нуждам клиента,постоянного контакта с профильными производителями обуви. Последним, всегда нужна свежая информация от конечного пользователя о качестве выпускаемых моделей. Скапливается этот опыт у мастеров ремонта.
Всё возможно, …..но….маловероятно в нынешних условиях. Сейчас «управляющие граждане» стоят по уши в омуте своих проблем, связанных отчасти в том же бизнесе разных направлений, отчасти в области политики. «Возврат в прошлое», (предложения о воссоздании «системы соц.быта», могут быть истолкованы только так), как известно возможен «только по согласованию с компетентными органами…..(это юмор, с долей истины, фильм «Иван Васильевич меняет профессию»).Если серьёзно, идеолого-политический догматизм имеет место, и он мешает нормально мыслить нашим политикам. Напомню, что молодость большинства ныне активно работающих деятелей, прошла в условиях «развитого социализма»…в реальности…загнивающего.
И «система соц.быта», бытовая неустроенность, низкое качество услуг, хамство работников этих учреждений, была частью этой молодости.
Однако замечу, что пользователи услуг ремонта «Умелец», возможно не задумываются над тем, что я, как обувщик-ремонтник,являюсь прямым учеником….прежней системы обслуживания. Позитивное мне в ней нравилось, негативное нет. Над устранением недостатков и работал.
К сожалению «человеческий фактор» подвел и здесь. Первую, капитально выстроенную мастерскую,.. сжёг безответственный ученик. Нормальные люди сейчас в ремонт работать не приходят. Уровень культуры работающих в этой сфере услуг пока низковат, мягко выражаясь. Так что даже ученика в помошники брать бывает опасно.Существование второй восстановленной, под вопросом не от меня зависящих обстоятельств. (бардак на рынке обуви прежде всего, он разрушен, а не «развит», низкий уровень жизни большинства граждан, закредитованность населения, при крайне необоснованном уровне потребительских ожиданий и т. д.).
Понимание сути бытового обслуживания пока так-же отсутствует, как у «управляющих граждан», так и у обычных людей. На текущий момент у нас даже работу в яслях и больницах к бизнесу приравнять хотят,чего уж говорить о башмачном деле. Но если с больницами, «бизнес» приведёт к быстрому росту смертности,( общей смертности населения, с юридической позиции «бизнес»-клиники всегда чисты перед законом)с яслями приводит также к детским заболеваниям и потере трудодней у трудоспособного населения. Посчитать этот негатив несложно, по глупому темечку быстро стукнет. (уже стукнуло)То с башмачным делом сложнее, для этого надо пожить лет десять-двадцать в сплошной «азиатчине». В Азии нормальную обувь берегут, одевая только по праздникам, «на выход», в повседневной жизни носят кеды, галоши, всевозможные дешевые изделия. Мои родственники ремонтировать обувь из Средней Азии возили в Россию. Там делали очень грубо, некачественно. «Бизнес» там, ещё при «Союзе» цвёл и пах галошами. Многие граждане по азиатски, в башмачном смысле живут уже сейчас. Некачественная, дурно пахнущая, вечно сырая обувь в нашей суровой стране так-же неизбежно ведёт к росту заболеваемости. Возможно такой, что нынешний вирусо-кризис покажется укусом комара. Посчитать только сложнее.
Не является новинкой, чудо-выходом на «новый этап развития» и входящие в моду сейчас «реставрационные сервисы». Да, многие модели сейчас сложны в уходе. Пока сохраняется мода на капризную замшу, нубук. Существующие химчистки могут на этом даже неплохо заработать вместе с работающими при них сапожниками. Примерно тоже было в «Доме Быта» при СССР, отдельные услуги для «ВИП-клиентов». Но отдельным сервисом, башмачная хим.чистка так и не стала, в очередь вывести пятно на обуви граждане не выстраивались. Логично полагая, «уж башмак потереть я и сам (сама) смогу». Впрочем бог его знает, менталитет советского человека сильно отличается от нынешнего, тогда и самолёт из мотороллера в гараже собрать могли не то, что пятно вывести. Появились же в последние годы «сервисы» по накрашиванию ногтей, татуировкам, солярии загара, список можете дополнить и сами. Сдуваются модные сервисы правда так-же быстро, как и надуваются. Особенно в нынешний кризис, когда народ сокращает непроизводительные расходы до минимума.
Ремонт же кожаной, дорогой обуви останется с нами ещё на неопределённо долгое время. Так как в любом случае он требует ручной сноровки и смекалки. Полноценной замены коже наука не предложила, несмотря на бурное развитие биологических наук в последнее время. Запад давно пошел по пути улучшения просто условий роста и содержания крупного скота на животноводческих комплексах. Нарушений кожного покрова у искусственно выращенных животных при этом гораздо меньше, но качество кожи хуже, чем у гуляющих на выпасе. Поэтому и стремятся западные компании скупать кож.сырьё в «третьих странах», где всё пока «по старинке», животных держат в коровниках, и выпускают пастись. Кожа вырастает покрепче и эластичней.
Следовательно подготовка и раскрой деталей верха обуви останется хоть и механизированным, но по сути, ручным, дорого оплачиваемым. Дальнейшее удешевление сегмента дешевой обуви из искусственных материалов и трикотажа подошло к своему пределу даже в условиях полурабского труда в азиатских странах.
К чему я это говорю?… К тому, что наступления эры совсем уж бесплатной обуви, о которой бредят умники, ни гвоздя в своей жизни не забившие, не будет в ближайшее столетие. Останутся сегменты обуви, дешевой, среднего класса, и дорогой элитной.
А к любой обуви среднего и дорогого класса будет требоваться «техобслуживание» и ремонт. Поэтому любому умнику твердящему как заведённые «зомби», что эта профессия «тухнет», можете смело говорить, «утухни сам,...знаем!»
Присутствует на постсоветском пространстве, полукриминальный бардак на рынке обуви, бесконечные скачки цен в сфере аренды удобных для сервисов помещений, (помещение должно быть удободоступно для населения в жилой зоне, промышленно-недорогим, не мешать звуками станков и молотков)налогообложение стремится только к увеличению независимо от условий экономики. Снижение уровня жизни наших граждан (средний), так-же вносит свою лепту. Да в дешевых кроссовках полстраны ходит, вот и профессия «тухнет», глаза откройте наконец,посмотрите улицу, оторвитесь от компьютеров и смартфонов(?!)Ко всему этому мастера вынужденны приспосабливаться, и уходят в «тень» в настоящий момент. Но сама профессия, как и спрос на неё никуда не делся. Он будет всегда.

Похожие новости

Комментариев 0