Ремонт и реставрация обуви. Трудовая иммиграция. «Арабская сказка» в Оренбурге.(видео)

  Когда то лет 20 -25  назад в столицах к привычным афишам стали добавляли слова вроде «Ремонт Элитной Обуви». Подразумевалось использование в работе дорогих материалов европейского производства, особо трепетное отношение мастеров к недешевой импортной обуви, более тщательную финишную отделку и прочие положительные в общем моменты.
 После невзыскательного позднесоветского обувного сервиса  это было «свежим ветром перемен». Хотя и ничего особенно нового не было. Элитная отделка, «нужным людям», существовала и в позднесоветские годы, вообще всегда. Появившиеся в 90-е новообеспеченные граждане стали требовать к себе более профессионального отношения. Вот согласно «рыночным законам»,  если есть спрос, появилось и предложение.  «Ремонт Элитной Обуви», значит вроде как для элитных людей. Такой была мода в те годы, в основном в столицах и крупных торгово-промышленных городах. Появилась она кстати тоже в момент общего кризиса в стране, экономика замерла в преддефолтном ожидании, ушлые комерсанты завалили рынок дешевыми китайскими тапками «для холодных ног». Мастерские  «отдыхали».
  Когда то в одном из таких ремонтов Санкт-Петербурга мне пришлось поработать и могу сказать. Уровень качества используемых материалов сильно отличался от общероссийской «провинциальщины». Очень многое я тогда вообще не знал, и  благодарен хозяину той мастерской за уроки грамотного отношения к своей работе.
  Примерно тоже полагаю и с «реставрацией обуви». Как и в конце прошлого века, рынок завален дешёвыми кроссовками неизвестно для «каких ног», и прочим хламом похожим на обувь.
В стране общий кризис. Но по прежнему присутствует спрос на особо трепетное отношение к своей обуви у отдельных граждан. Напомню, что обувь, та часть гардероба, которая «врать» совсем не умеет, и опытный человек по обуви безошибочно определяет социальный статус, уровень культуры, привычки человека. 
Привычки людей конечно меняются с годами в зависимости от медийной картинки на экранах ТВ и теперь уже многочисленных планшетов-андроидов, социальных сетей. Посидели «на камеру» два влиятельных гражданина в одной из закусочных Вашингтона (там их называют Макдональдс) …...в ярко зелёных кроссовках. Через три-пять лет Макдональдсы получают «толчок» - спрос-развитие, в кроссовки переобулись полпланеты. Во первых дешевле, во -вторых модно! Картинка формирует спрос, ….этому учат многочисленные маркетинговые учебники,чаще «заморского» выпуска.  Люди управлящие всеми этими процессами,….  сами при этом носят впрочем….. классическую, добротную обувь(!!) Которую шьют сапожники-индивидуалы, ведь  дженльтменам не по статусу носить «магазинное-общенародное»(!!) Джентьмены попроще, носят  обувь классических брендов, но уже индустриальной сборки, стоящую немалых денег. Что поделаешь, хочешь быть ……  на людей похожим (!) нужно платить. Граждане ещё попроще покупают неплохо пошитую фабричную кожаную обувь обычных фирм, среди которых встречаются вполне добросовестные, отечественные в том числе. Для прочих, есть сегмент дешёвой обуви из текстиля или подделки под обувь из совсем уж непотребных материалов. Таков вкратце обувной сектор. Причём необязательно обувные предпочтения диктуются материальным достатком. Гражданин может трудится во вполне востребованной отрасли с хорошими зарплатами, но знания именно обувные приходят  с годами, по мере поступления проблем с промокшими ногами или отвалившимися подошвами. У меня скажем немало клиентов, самых обычных рабочих профессий, но знания и опыт соответствующий имеют.
В столицах есть сапожники которые годами «сидят» на «общей профилактике», т. е. гражданин приезжает и сдаёт свои недёшево стоящие туфли на ежегодный профилактический ремонт по ценнику от которого провинциал сильно удивится. Включает в себя по умолчанию новую профилактику с набойками, новые стельки и начистить каким нибудь дорогим кремом. Услуга внешне не  выглядит сложной, чем и объяснялось, что «элитными» часто становятся ребята и взрослые мужики после трёх-четырёх месяцев башмачной практики (!!!)
 Если до сих пор, присутствует спрос на что-то «эдакое», значит всегда будут  появляться предприниматели стремящиеся этот спрос «оседлать». Начиная со столиц, различного уровня «реставрации» расползаются по провинциям. Докатилось и до нашего края. Предприниматели нашлись.
 Что подразумевается под «реставрацией»? Заделка появляющихся в процессе эксплуатации трещин, царапин. Подкраска, или полная покраска-«освежение» внешнего вида. Естественно желание человека придать «вторую жизнь» своей дорого стоящей, а сейчас, с удорожанием валют особенно, обуви. Весь комплекс подобного сервиса, с использованием многочисленных, появившихся на рынках в последние годы очистителей, отделочных материалов, красок весьма дорог. (хоть по мелочи, набирается немало) Сама по себе, реставрация, такое же хлопотное и трудоёмкое занятие,(если не больше иногда) как и собственно ремонт обуви и кожгалантереи, и поэтому не может быть широконародным по ценнику. Возможно и появление полужульнических сервисов,  ... желающих, «урвать на новой теме», всегда хватает. Если ремонту учиться долго, то здесь, купил крема, краски, лаки и прочую косметику и можно вполне открыть «салон реставрации»(!) Поэтому клиенту, прежде чем обратиться в подобные сервисы нужно трезво оценить во-первых, целесообразность для себя подобной услуги. Для кого-то, царапинка на носике туфлей может  карьеру испортить, а кому-то эту царапинку можно и под стол в офисе подальше спрятать и бог с ней. Во-вторых, не напороться бы на начинающего «элитного бизнесмена» с поверхностными знаниями. Реставрация, покраска, даже «просто почистить» замшу, достаточно непростое дело на самом деле. Можно и пятна оставить, тем более много поддельной обуви из непонятных материалов.
В былые времена любителей злоупотреблять обувной косметикой шутя называли «опытными бракоделами». Шутка не была лишена доли истины. Чем моложе и бестолковей мастер, тем чаще и охотней он прикрывает свои огрехи «мазьнёй и блеском». Клиент любит  блеск (!), …..во все времена. Чем старше и опытней, тем…..ленивей в этом плане. Не хочется после всех трудов ещё и «ерундой» заниматься. «Штукатурка» через пару недель всё равно «отлетает». Посему в ходу было выражение «чистая работа», ни грамма косметики (!), но красиво! «Комар носа не подточит»!
  Напомню, особо трепетная «финишная отделка» присутствовала всегда, и понять скепсис «башмачных зубров» вполне можно. Мода приходит и уходит, ценное остаётся. Изучением этого нового, ценного занимаются конечно, при случае все. Короче «репу чешут» «дедушки», не спеша  добавлять модное слово к своему обычному списку услуг. Но косметики в работе в последние годы значительно добавили все, и опытные мастера в том числе. Что поделаешь, время такое пошло инстаграмно-медийное, клиент стал ценить «блеск» особенно.(!)
Ремонты обуви в данный момент испытывают кризис очень сложный и противоречивый. С одной стороны население уже уставшее от бесконечной халтуры со стороны наших «сервисов», находится в постоянном поиске «нормальных мастеров». «Мастерских так много, аж отремонтировать негде!»
С другой, из-за низких средних цен на обувь и следовательно на услуги, немало «нормальных мастеров» либо прекратили деятельность сменив профессию, либо «прячутся по подворотням», сидят дома довольствуясь периодическими «шабашками» от хороших знакомых.  Уровень мастерства от этого не растёт, а возможно деградирует, навыки забываются.
 «На виду», в «шаговой доступности», эмигрантские «сервисы», которые в большинстве своём делают услуги не лучшего качества….. но низкой цены. 
Национализму в среде мастеров ремонта обуви можно посвятит отдельную часть. 
 Спору нет, основная часть приезжих «башмачников с юга» работает  с целью отправить к своим семьям на их родине сумму, да побольше. Поэтому и качество услуг среднее, у приезжих мастеров, пониже, …. корректно выражаясь. 
Есть сегмент срочного ремонта обуви. Народ у нас простой, обращаются за услугами …. когда «приспичит время», каблук отлетел, набойка , замок порвался и т. д.. Сегмент этот существовал всегда и будет существовать пока люди живут. В него и «ломанулись» в начале 90-х тысячи оставшихся без работы наших мужиков, ну а позже «понаехавших иммигрантов». С одной стороны работа такая требует от мастера опыта и фантазии, с другой, открывает немало возможностей для применения различных жуликоватых приёмов для ускорения работы. Поэтому в былые годы этот сегмент услуг старались держать под каким-никаким контролем в государственных точках срочного ремонта. С приходом «рыночных отношений» даже тот, не слишком строгий контроль исчез, и для «импортных мужиков» да и наших, открылось безграничное поле для «творчества». «Импортные», в сравнении с «местными»  при отсутствии контроля качества услуг, имеют безусловное преимущество. «Местные»  эдесь живут и общаются со своими земляками. Как в таком случае «халтурить»? Рано или поздно всё проявляется. Приходится стараться как никак. «Заезжие» живут своими этническими группами, общаются между собой, соображения этического характера отходят на «второй план». На претензии частенько отвечают грубостью, главное, денег «заработать». И многие «зарабатывали» очень неплохо до последнего времени, именно на срочном ремонте. 
  Качественный ремонт требует гораздо больших затрат в материалах, инструменте, оборудовании и просто в личной работе, большем затраченном времени. Вот и получается, местным мастерам приходится «пыхтеть», тратиться,  раза в три больше, и меньше зарабатывать при этом. «Лихие парни» с Востока и Кавказа за качество не особо «парятся», («пыль в глаза» впрочем пустить умеют, нужно отдать должное) «зарабатывают» при этом больше. 
 Разумеется, поднадоело это нашим мужикам и стали они постепенно уходить в другие сектора экономики. Ждать восстановления какого-то порядка можно бесконечно, а жизнь проходит, семьи кормить нужно не только иммигрантам. Отношение «скрытого недолюбливания» едва ли не ненависти к «заезжим башмачникам» при этом остаётся. Даже среди серьёзных мастеров, вроде бы даже в нынешний кризис вниманием клиентов не обделённых, негатив этот присутствует.
Такова вкратце экономическая «механика» смены этнического состава мастеров ремонта обуви. А не в каком-то сказочном трудолюбии «импортных мужиков», как любят порассуждать иные обыватели.
 Если  взглянуть на вопрос массированной трудовой эмиграции более объёмно,  картина получается примерно такая…. 
 В 90-е, ремонт обуви, как и иные всевозможные бытовые сервисы, втянул в себя часть обвальной безработицы от массового закрытия промышленных предприятий. Возможно, «самортизировав» наше общество от каких то негативных социальных проблем.
 В текущий момент, массовую эмиграцию таким же способом частично вбирает в себя, амортизируя от межнациональной напряженности.
  Едут сюда «южные братья» далеко не от лучшей жизни. Дома заработать они не могут, а семьи у большинства, большие, многодетные. Демографический взрыв начавшийся в наших южных республиках сразу после войны, ещё в 70-х годах прошлого века вызывал тревожные мысли у некоторой части руководства СССР.  В том смысле, что «ядро империи» в виде славянского населения и некоторых других народов центрального «кольца», сокращалось в удельном общесоюзном весе с тревожной скоростью. А народы «ядра» являлись основным трудовым и интелектуальным «мотором» всей советской экономики. В прошедшие десятилетия у нас тоже отревожились этим вопросом. Принимаются попытки стимулировать многодетность, вышел закон о материнском капитале и некоторые другие меры. Но происходящее параллельно «бизнесирование» остатков социальной сферы, образования, медицины прежде всего, возможно, сведут действие этих мер к нулю.
 Кто-то скажет, что в эти же десятилетия образование и медицина «бизнесировалась сама по себе», « из по полы». Все ведь жить …. хорошо хотят…учителя, врачи не исключение.
 Не являюсь специалистом в этой сфере. Могу лишь свои впечатления привести как «информацию к размышлению». Лично прошёл в последние годы через «жернова медицины», и бесплатной государственной, и новомодной платной, слава богу жив остался.(!) Есть так-же яркие воспоминания о медицине ещё советской. Долго лежал в госпитале с травмированной головой и позвоночником в одном  центральнорусском городе. Вроде и обеспеченность инвентарём была бедновата в сравнении с теперешним днём. Многоразовые шприцы, мытые маёонезные баночки из дома сёстрами принесённые, «утки»  едва ли не военных времён. И умудрённый сединой главный хирург, фраза которого мне запомнилась, особенно в свете дня сегодняшнего. «Запомните молодой человек, где начинается бизнес, там кончается медицина». Сказано это было в ответ на «мнение юного щегла» о входившей тогда в моду платной глазной хирургии Фёдорова. При аварии у меня возникли проблемы со зрением, и я понятное дело этот вопрос обдумывал. Сейчас убеждение старого хирурга, а это было именно убеждение, судя по возрасту прошедшего войну человека, становится более понятным. Процент убеждённых в социальной значимости своей работы-миссии,  в «личном составе» медперсонала современных больниц резко уменьшился за прошедшие десятилетия, процент в лучшем случае равнодушных, в худшем циничных, увеличился. Что и сказывается в конечном счёте на качестве работы всей системы здравоохранения. Технически...образование, знания может и есть, а вот применить их во благо людям умеют не всегда. К счастью, светлые люди ещё есть, причём не в самых «блатных» клиниках, не в самых «знатных» должностях, продолжают именно лечить по убеждению. Бизнес-угар текущих десятилетий «сломал морально» не всех. Но искать их, если будут проблемы со здоровьем, придёться едва ли не в «ручном режиме».
  В 90-е годы в южных республиках в основном рост народонаселения продолжился, и даже увеличился на волне энтузиазма от полученной «независимости». Рост же экономики   замедлился. Хозяйственные связи единой некогда экономики блокировались новыми границами, таможнями и прочими нововедениями политики. Предприятия, лишенные таким образом единой задачи, сбыта своей продукции, следовательно смысла своего существания, закрывались на всём постсоветском пространстве. В южных республиках в том числе. Образовался демографический «пузырь» из невостребованных миллионов рабочих рук. Куда им деваться? Только по «старой памяти», на заработки в Россию. Они же поколениями так живут.
Россия же в 90-е провалилась в демографическую яму. Рабочих рук уже явственно не хватает. 
Основным демографическим ресурсом как царской России, так и сталинского СССР было сельское население центрального кольца и поволжья. В годы войны эти районы понесли наибольшие физические потери. К примеру из шестерых призванных в 41-42 годах моих родственников к 45-ому  выжил только один.  И так почти по всем  семьям в деревнях-сёлах. Мужского населения просто не стало, молодые девушки разъехались «в поисках судьбы» по городам. Деревня русская (мордовская, татарская) практически исчезла, или сильно «обмелела». И сколько таких деревень(?), с сложившимся веками многодетным, семейным укладом, изчезло(?) Пришедший  на смену, после второй послевоенной индустриализации уклад городской жизни к детишкам не особо не располагал. Об этом даже наша примадонна Алла Пугачёва в 70-е годы полушутливую песню исполняла. Ну какие ещё дети, когда одного то «в люди вывести», «образование» дать, проблема. А чтоб не быть «белой вороной» нужен и хрусталь в дом, ковры там, новомодное видео с импортными кинозвёздами, барахло заморское, и на машину какую, никакую накопить. Страна стремительно уходила в «потребительство» начиная с 60-х годов, уверенно и бесповоротно. И сейчас….мы на самом пике этой волны. Смартфоны с соответствующими сервисами, пикселями, ядрами обновлять нужно каждый год, авто с обновляющими комплектациями каждые три года, недвижимость с количеством метров, этажей, тоже всеобщая мода. Посему кстати и политики наши, наиболее уязвимы для критики, ведь в эпоху тотального «сращивания крупного бизнеса и власти» возможности для потребительства у них наибольшие. 
 Конечно все те же проблемы были и в южных республиках. Но семейные традиции в странах ислама оказались устойчивей это раз, и при всём уважении ко всем народам бывшего СССР, физических потерь во время войны они понесли гораздо меньше. Конечно воевал в общем смысле  весь «Союз», но согласитесь одно дело гнуть спину на хлопковом поле или строить тыловые объекты, другое совсем, «работать в ручную», под обстрелами с риском для жизни. И та и другая работа конечно важна, но во втором случае погибали. Да что говорить, когда есть статистика потерь, желающие могут проверить цифры, сопоставить. Напомню, что основная часть военной убыли пришлась на сельское население России, основной демографический резервуар нашей страны. Был выбит физически, в том числе моральный цвет нации, неумолимый закон войны. Гибнут лучшие, ответственные, лучше выживают всевозможные приспособленцы. «Особо умные» скажут, избитая тема, столько лет прошло, не актуально. Нет (!), актуально, и даже очень(!) Так как вопрос заключается в изменении морального здоровья нации. Погибшие не создали семей, не воспитали детей, и наоборот, изворотливые, хитрые….Дальше можете додумать сами. Недалёкая, обывательская, циничная идеология к исходу 80-х, в 90-е стала преобладающей, даже модной. Да и сейчас с этим делом далеко не всё однозначно. Прошедшие войны прошлого века были глобальными по масштабу потерь во всей наверно мировой истории и нашей стране угораздило в неё угодить.
 Без обстоятельного, научно-социального изучения последствий всех допущенных ошибок начиная с послевоенных годов и до сегодняшнего дня, иммиграционную проблему не решить. Вопросы решительно, залихватски проведённой послевоенной урбанизации не освятить. Не хватит точности, логичности принимаемых мер.  
  Похожая ситуация с демографией  во второй половине прошлого века была кстати не только в бывшем СССР, но и в других странах южного пояса Евразии. Иные страны ловко отстроились за счёт дешёвого труда эмигрантов-строителей. В России тоже активно этим занимались (и занимаются) в строительной сфере.
 Пишу я это к тому, чтоб было понимание, в том числе у иных коллег, что «нашествие башмачников с юга», лишь часть общей ситуации на всей постсоветской территории. На остроте иммигрантской проблемы бесконечно спекулируют недобросовестные политиканы. Безусловно иммигрантский вопрос нужно решать, и не в интересах коммерческих, отдельных групп бизнесменов. А интересах населения России в целом, коль уж «Союз» распался. Теперь уже разбитую чашу не склеить. Но решать её можно только на уровне грамотных законов и никак иначе. Пока же полная бесконтрольность, анархия в сфере обувного рынка привела к деградации сферы обувных услуг в том числе, едва ли не до уровня послереволюционного лихолетья. Только свободная торговля материалами ремонта делает картину поприличней.
В конце 90-х, начале нулевых, в нашем городе возле рынков целые рядки «среднеазиатских сапожников» на ящиках сидели оказывая услуги мелкого ремонта вообще без условий, оборудования и инструмента. «Арабская сказка» в Оренбурге,  одно слово. И первые годы пользовались их «услуги» спросом простоватых, наивных оренбуржцев. Точь в точь, как у себя на родине, где круглый год тепло, народ простой, невзыскательный, обувь крепкая вообще не нужна большинству граждан. Поэтому обходятся вполне таким «сервисом» не одно столетие, восток же(!), там много где, время «застывает» и «стоит на месте». Почитав восточные сказки,  можно улыбнуться, за тысячи лет в башмачной теме на востоке…… мало что поменялось.
  У нас, «мнения народа» по данному вопросу разнятся от «да делают плохонько…., но, у меня есть «знакомый узбек» и мне уж сделают на совесть», до крайне негативного, «обуви попортили, если посчитать …. могла бы и на море каждый год отдыхать». На той неделе приезжал клиент, довольно интелектуальной профессии, вшить замок. Поскольку вшить нужно было срочно, клиент по ходу дела посетовал на низкое качество эмигрантского сервиса. (ехать пришлось нацеленно с ул. Советской) В ответ я объяснил молодому человеку, что если сейчас «эмигрантские сервисы», допустим, разом закроются. То вшивать замок так спокойно, декоративной строчкой ему станет проблемно. Так как мастеров с хорошим уровнем  у нас и раньше то не хватало, а сейчас вообще остались крупицы. Немало ребят старательных, перспективных в общем, но пока средних по уровню исполнения.(в советское время их бы удостоили записью в трудовой книжке «мастер-обувщик» первого, с натяжкой второго разряда.) А вот по сложному ремонту,  умению управляться с колодками, всевозможными приспособлениями, дорогим тяжелым оборудованием мастеров всё меньше. «Мельчает» ремонт, как и всё остальное у нас и не только. Дошло совсем уж…., открыть «салон» вполне может молодой человек насмотревшись ютубных видео. Купил б/у швейную «шарманку», заказал не шибко дорогую, но с достаточно яркой картинкой интернет-рекламу и «ты уже в топе»!! Да времена наступили ютубно-инстаграмные, есть конечно уже дельные каналы неплохих мастеров, в наступивший кризис некоторым делать нечего, время появилось. Но для полноценного обучения работе нужен контакт с мастером непосредственно, слишком разная работа бывает. Да и редко у работающего мастера свободное время остаётся, сейчас просто кризис вот и «блогерствуют» некоторые.
 Почему так получилось? Вроде при желании, все возможности для реального профессионального роста  сейчас есть.(?)
 В большинстве маленьких частных мастерских, что-бы начать быстро «бабло ковать» и «второго разряда» вполне хватит, клиент в среднем у нас не особо взыскательный. Следовательно заинтересованности у частного мастера, за редким исключением,в работе на качество, нет. Других проблем гора, как и у всех «нормальных» людей. Детишек в люди вывести, образование дать, барахлишко в дом, машину обновлять каждые три года и т. д и т. п.. Снова о том же (!)
А если уж работы стало мало, можно или «сменить дислокацию» (найти более «проходимое место»), или заняться чем-то другим (таксистом, сантехником, евроотделка и прочее). Сколько профессий меняет сейчас в течении жизни «среднестатистический мужик»(?) 
 Подытоживая всё вышесказанное, ремонт обуви как любой «малый бизнес» чуток к «любым новым веянием». «Реставрация» серьёзное занятие, особенно если совмещено с дизайном, художественной покраской, требует соответствующей сноровки, знаний-опыта, оборудования, вентиляции и т. д..  Под силу реставрация только организации мастеров, примерно как крупный фабричный ремонт обуви. По сути и является «реставрация»  элитной финишной отделкой, которой увлекались в своё время  обувщики при позднесоветских обувных сервисах, фабриках для «нужных людей». Мода на реставрацию, основана на наличии спроса на особо трепетный уход за обувью у обеспеченных граждан,….и общим кризисом в стране. Обычного ремонта стало меньше. Опытные мастера обычно не спешат добавлять это слово к своим афишам. 
Национализм в среде мастеров ремонта обуви присутствует, хоть и в мягкой форме.  В основном среди мастеров мало чем по профессиональному уровню от восточных братьев отличающихся. Их «Заезжие башмачники» практически вытеснили  из сегмента мелкого и среднего ремонта. Хоть и качество низковато, грубейшие нарушения правил ремонта во всем, главное скорость и деньги. Общий ценник «услуги» при этом решает всё (?!)….. местный потребитель средний (провинциальный), чувствителен к цене услуги,  срочности исполнения (самый видимый пример применение бытового суперклея, жуликоватый приём за счёт которого скорость и достигается) Мастера поопытней страдают национализмом реже. Некоторые хорошо понимают происходящее, какая-то часть просто прагматично сменила профессию. Логично, если меньше стала нужна профессия хорошего сапожника, есть профессии плотника, электрика, водителя и т.д..
Пока за счёт «работы импортных сервисных заведений» дефицит мастеров не так заметен. Так же как  дефицит и дороговизна нормальной обуви. Китайские «макеты» ботинок и сапог продаются везде создавая иллюзию башмачного достатка.  
«Импортные мужики» закрывают своей работой дефицит услуг среднего ремонта (набойки, замки). Оставшиеся местные, закрывают проблемы услуг требующих большей аккуратности. Так пока и живём. Впрочем...
  Из-за удешевления рубля «шабашить» в сегменте дешёвого ремонта за счёт более низких расценок стало невыгодно «приезжим башмачникам», вот и мало по малу подались некоторые предприимчивые «южные братья» в «элитные сапожники» (!?) В столицах «элитные кавказцы» давно стали обыденностью.
  В целом же население, к смене этнического состава мастеров по ремонту обуви относятся негативно. Многовато напортачили за минувшие года. Увы, в ближайшие десятилетия так и будет. Из-за общей экономики. В ситуации, когда работая сторожем на шлагбауме можно заработать больше, чем в таком хлопотном и сложном деле как ремонт обуви, ажиотажного желания учиться этой профессии у молодёжи явно не предвидится. Если только в случае крайней нужды. Приток учеников из местных будет совсем небольшим. Полтора-три года ежедневно учиться, и на выходе получить работу хлопотную, не слишком доходную, без социальных гарантий (?). Лучше уж пойти «проверенным путём», с высшим образованием, парочкой ещё каких-нибудь диплома «что-бы наверняка», и куда нибудь поближе к  «бюджету», в «серьёзную организацию». Хотя и говорят сейчас, что «мест хлебных» всё меньше, даже с «вышками» приходиться долго искать. Но события текущей пандемии подтверждают истинность «проверенного пути».  Если со средним, малым бизнесом, при взятом «короновиросном» темпе через пару-тройку лет будет наверно покончено. Во всех случаях, даже удачных, это проблемная, нестабильная жизнь. Системообразующие же предприятия, «серьёзные организации», проблем испытывают меньше, зарплаты во всяком случае стабильны.
 Эмигрантам пойти «проверенным путём» сложнее, поэтому мы и видим их чаще в услугах, строительной сфере, многих других. 
 «Импортные мужики» тоже кстати… разные. Среди них встречаются талантливые ребята которых если ещё подучить, отличные мастера получаются. Из находящихся поблизости на новом месте трёх «импортных мастерских» из одной уже дважды приходила неплохо сделанная в общем работа. Пусть не высший класс, но во всяком случае , обувь не испорчена, пойдёт.  Из двух других, прежняя, привычная уже грубятина « залётного шабашника с юга».  Шаблонный взгляд..., (если «заезжий», значит обязательно сделает плохо, если местный… вполне может оказаться проженный цинизмом, «опытный» алкоголик) не всегда верен. Опытные граждане говорят об этом так, «исключения конечно есть, но они подтверждают правило». (Неделю назад "правило" подтвердилось, из "импортной" мастерской которую я похвалил за старательно вшитые замки прищла клиенка с чудовищно испорченной суперклеем обувью, шабашник он и есть шабашник!)
Проблема качества ремонта обуви сложна,  в идеале конечно лучше самому стать «проженным потребителем» услуг. На днях один из таких клиентов заехал, только я рот открыл, а он двумя фразами дал понять что «полностью в теме». Разбирается и в материалах, и в коже, нитках….почти во всём, что ему как потребителю услуг нужно. Заехал и другой, пара, тройка фраз и ясно перед тобой абсолютно грамотный человек. (как выяснилось директор какого-то предприятия). Точным взглядом, без лишней «поэзии», проверил качество стежка и внешнего и внутреннего.
 …...Но это образованная элита, им несложно разобраться во всём «балагане» присутствующем в наших  сервисах. А как быть «нормальным» людям? По моему мнению, для «нормальных», нужна всё-таки государственная, общефедеральная система обслуживания. Созданная конечно с учётом опыта советской системы, как положительного, так и отрицательного. Именно государственная  без всяких там приставок. Мнение подобное высказывали многие мастера работавшие в прежней системе. Основание для этого у взрослых мастеров есть.( я понимаю, сейчас подобное конечно нереально, экономика под другое заточена)
  Смотреть на то, что заграницами ничего подобного нет, необязательно. За границами кстати и народа такого нет простоватого, доверчивого и талантливого одновременно, и климата такого сложного, экстремального порой, тоже нет. Общая культура до уровня директоров подымется нескоро. Мечтать о воспитании «грамотного потребителя» конечно не вредно. На практике же, сколько работаю, ничего не меняется. Если меняется то медленно. Сколько здоровья себе люди без сухих «лаптей» погробят, думать не хочется, но видишь каждый день. То есть первое, сложный климат,  порядочная наивность, доверчивость народа, черта замечательная, только жулики на ней неплохо спекулируют.
Горизонт планирования частных мастерских короткий, что закономерно. Каждый мастер живёт проблемами текущего дня, поэтому долговременные вложения в оборудование делают редко. В лучшем случае покупают «извилистыми тропами» б/у советского ещё производства (или импорта из стран бывшего СЭВ), которых в большинстве уже не существует и следовательно с запчастями проблемы. Отмечаем второе,  оборудование.
Охотнее тратятся частные мастера на создание «медийного образа», рекламу. С массовым развитием коммуникаций она удешевилась значительно,  и «выхлоп» даёт быстрее. С оборудованием же, одни проблемы, запчасти ищи, расходники ищи, уход-чистка-смазка и т. д.. Клиент «всё равно не соображает» и поэтому не оценит. Поэтому слабая техническая оборудованность большинства частных мастерских вполне закономерна. «Медийный фантом» создать, проще и дешевле, «выхлоп» быстрее. Отмечаем третье, далеко не всегда рекламный образ соответствует реальному содержанию.
 Кроме прочего, существует проблема обучения молодых мастеров. Частные мастера как правило никого на обучение не берут. Лишняя головная боль не нужна никому.
 Присутствие на работе уже одного «левого» гражданина резко снижает эффективность работы. Приходиться отвлекаться, следить что-бы чего не напортачил, что-бы себя не покалечил (половина обувного инструмента является колюще-режущими, травмоопасными). Четвёртое обучение , передача опыта.
Кто бы что ни говорил, на мой взгляд, идея создания единой социально-бытовой системы в советское время при всех её недостатках человеческого характера, для нашей страны была единственно верной. Другой вопрос, «прибыльности». Многосложного на самом деле понятия, сегодня предельно упрощенного. Если в СССР думали о бытовых вопросах в целом, как о качестве жизни и следовательно качестве труда, производительности всей страны. Логично, если гражданин допустим работает лётчиком, голова его спокойна и не занята решением проблем бытовой неустроенности, он лучше выполняет свою работу. И так далее, милиционер лучше ловит разбойников, инженер конструирует,  учитель учит детей. Так, глобально, понималась «прибыльность» социально-бытой сферы в СССР.  Сейчас страна разложена на тысячи частностей, отдельных предприятий, корпораций. «Прибыльность» понимается только как «чемодан с наликом». Экономика другая, поэтому проблемы неустроенности жизни людей, соц.быт, всерьёз и не рассматриваются, отходят на второй, если не десятый, план. Есть конечно мнение, что в целом идея советского соц.быта провалилась, немало было нареканий, не спорю. Не следовало тогда под корень изживать частные артели, если бы эти предприятия работали паралелльно  под нужды клиента не позволяя расслабляться…. Но тогда как известно, послесталинское руководство считало, что к 80-м годам коммунизм уже наступит и артельщик-сапожник станет совсем уж анахронизмом «темных веков». Сейчас, когда страна  в основном, или наполовину, носит китайские одноразовые «лапти», упал спрос на услуги, имеют место похожие мнения (!?)
 В завершении видео с характерной и честной судьбой обувщика-ремонтника  90-х годов из традиционного города мастеров-сапожников Одессы. Вероятно мужик стал популярен как мастер в Одессе, решили снять фильм с рекламным подтекстом. Забавна вторая часть фильма, о «уникальных лечебно-экстрасенсорных» способностях рук мастера!! Но мы точно знаем, одесситы никогда не врут!!

Похожие новости

Комментариев 0