Гос. или "частное созвездие"? "Спор наставников".

Один мастер утверждал, «ремонт обуви, был частным делом и дальше будет», второй был убеждён, «только государственным». Приводил свои доводы,  в деталях я их все не помню, но мужик был убеждён в своей правоте.
  Сейчас, прошло около тридцати лет, ремонты обуви стали полностью  частными, можно сравнить, что было тогда и что стало с услугами теперь.  Как  у всякого молодого человека у меня разумеется тоже было «своё мнение», тем более вся страна на тот момент бредила расцветом частного предпринимательства. Слушал разговоры «больших дядек» и внутренне считал правым первого мастера, большого любителя «шабашек» и  «частной инициативы».
 Прошли годы, насмотрелся,  могу сделать выводы, кто же  из мастеров был прав в том споре.
 Старой системы бытового обслуживания уже нет в прежнем виде. Присутствует целое созвездие мелких ремонтов,  а ремонты как тогда «ругали» так и теперь «ругают». Народ высказывает мнения с ироническим юморком,  «мастерских так много, аж отремонтировать негде!»
  В 90-е годы в ремонты ринулось большое количество безработных. Многие получили какие-то поверхностные знания и кажется могли бы создать тот самый частный рай из большого выбора вариантов услуг. Но схлынула эта волна, изменилась конъюнктура рынка, и ушли эти «мастера» поближе к иным «тёплым местам», рыба ищет где глубже, человек , где лучше. Такова природа человека и любого частного интереса. Остаются работать в этой сфере либо те, у которых нет иных вариантов трудоустройства, либо убежденные «фанатики»,  в хорошем смысле, этого труда.  Всё возвращается к прежнему дефициту добросовестных услуг, вот и получается, от афиш в глазах рябит, а «отремонтировать» негде. (иммигрантские сервисы в расчёт не беру, в большинстве своём они ограничиваются сегментом срочного, несложного ремонта, набойки, дешевые подмётки и т. д.)


  Самым больным местом «частного созвездия» является ученичество. «Брать на баланс» молодых учеников частные мастера в подавляющем большинстве не хотят. Я тоже не являюсь исключением, основания следующие.  Работа сопряжена с различным инструментом, а он часто колюще-режущий, следовательно травмоопасный. Следить нужно чтоб себя не покалечил. Такое случалось, кажется вроде нормальный человек, головой кивает, типа, понимает все предупреждения о безопасности, на деле, порезы, травмы, прибегают «разъярённые мамы, папы». Приходилось выпинывать их вместе с бестолковым чадом и разъяснением что к такой работе он не годен.
  Ремонт сейчас сложный и требования высокие. Следи, чтоб чего не попортил, разъясни, покажи.
  «Брать на баланс» ученика это не только расходы, но и ответственность. Человек потратит годы жизни на обучение профессии, которая что ему даст в итоге?  Гос.вузы обучают студентов часто без социальных гарантий трудоустройства, но там нет такой персонификации. В случае мастер-ученик, первый, несёт ответственность более личную, чем преподаватель вуза. Студентов много, он один, и вообще, преподаватель согласно учебному плану работает. А там у государства должна  голова должна болеть, куда эту толпу студентов трудоустроить. В обувном деле, повторюсь, ситуация более личная, здесь возишься с ним рука об руку, а потом как? Свои мастерские открыть далеко не все люди способны и хотят.  Для этого помимо умения работать много чего ещё нужно. Всему своё время.
  Ну и самое главное, общая обстановка в обществе, всеобщая страсть к легким деньгам неизбежно сказывается на психологии молодых людей.  Телевизор и интернет с социальными сетями определяет желания молодых людей. Если видишь прежде всего стремление  новомодный смартфон приобрести, поскорее сесть за руль крутой «тачки», купленной в кредит, ведь с экранов тех же смартфонов потоком льются истории успешных бизнесменов и медийных звёзд. Разве желание чему-то учить останется? Тут взрослому можно спятить. Полстраны закредитованных граждан в очереди на «банкротство» стоят. В такой обстановке у мастера не то чтобы руки опускаются и желание учить пропадает, видели всякое, и такое тоже. Но такая массированость  потока информации на молодые мозги происходит впервые. Раньше инструментом инф.  вентилятора был телевизор, газеты, книги в меньшей степени, видаки у обеспеченных граждан. Теперь смартфон у каждого в кармане. Помимо необходимости следить за работой, так ещё от смартфона ребёнка отрывай, объясняй, что как минимум половина получаемой им инфы «шляпа», комерсантские уловки и т. д.. Трудно учить тому чего сам толком не знаешь??!
 Кто-то ухмыльнётся и скажет, кому сейчас это нужно(?),  «время сейчас не то» и т. д.., брать за обучение «бабки» и дело с концом?!. Много у нас Швондеров с простыми решениями! А воспитывать молодого мастера тоже за деньги?? Обучение, не просто научить молотком стучать и ножом резать. Многие из прежних мастеров называли своих наставников «вторыми отцами», и это не пустые слова. Не стоит рассуждать о незнакомом предмете с позиции модного сейчас цинизма. Если с самого начала не вложишь в ученика желания делать работу хорошо, для людей, а не за деньги, весь наставнический труд пропадёт зря. Не будет обучаемый работать по профессии, через пару месяцев уйдёт в сторожа на какой-нибудь автостоянке. Здесь, работай сдельно, каждый день, о там отдежурил сутки на пятой точке и отдыхай! И будет очередная судьба многократно увольняемого отовсюду обозлённого на весь мир мужика.
  
   И так, в моём случае, не учу никого, не потому, как думают многие недалёкие обыватели  «чтоб конкурентов себе не плодить??!!» (хотя подобные, «мелкобуржуазные», выражаясь «старорежимным» языком, мыслишки, в среде сапожников к сожалению тоже бродят)А по причине слабой перспективы дальнейшего трудоустройства молодого человека. Хотя везде и висят объявления «Требуются мастера по ремонту….», но как правило это маленькие частные предприниматели ищущие мастеров для своих не в меру амбициозных прожектов.
 Т. е.  Без каких либо соц. гарантий разумеется. Гарантия лишь одна, постоянный спрос на добросовестные услуги со стороны населения, упорно не желающего переобуваться в одноразовые «лапти» в условиях нашего сурового климата. Работать придётся всегда, трудно, монотонно, ежедневно, за «копейки» по теперешним меркам. Врагу не пожелаешь, не то чтобы ученику.
 В текущий момент молодые мастера  «учаться» сами  у себя, методом проб и ошибок. С ютубных видео, инстаграмных картинок. Совершают порой анекдотические ошибки, промахи, которых бы не было, если  первые полтора-два года рядом находился опытный наставник.
  Коммерциализация наставничества сомнительная идея прежде всего потому, что основным контингентом стремящихся обучиться профессии обувщика являются граждане  из малообеспеченных и редко, средних городских групп населения. Для них платить за обучение нереально глупое мероприятие.  И вообще, кто платит за профессию, по которой придётся «ишачить» всю жизнь? У нас чаще учатся как раз для обратного, получить образование и устроится «где по-чище», с карьерными перспективами, ну и по другим подобным мотивам. Ранняя пенсия, социальная защита, возможности заведения полезных связей. Даже в позднем СССР в разговоре с одним из студентов текстильного института, тот откровенно сказал для «чего учится», «хорошо устроиться и воровать при случае». Гнилость понятий позднего Союза конечно неприятна, но она существовала и думаю никуда не улетучилась. 
  У нас не Англия и не Италия, где данным родом деятельности занимаются родственные кланы десятилетиями, если не больше. Есть у нас сапожники позиционирущие себя как «потомственные», есть «армянский клан»  сапожников, сложившийся при расцвете «теневого обувного оффшора» в поздние годы СССР. Но для всей России их во-первых маловато, во-вторых группируются они обычно в крупных городах, поближе к больших деньгам, работа в провинциях для них равносильна каторжным работам в Сибири, во времена царей.
 
 Итак первым и основным недостатком «частного созвездия» мастерских является отсутствие юридически поставленного наставничества. «Юридически»  потому что, обучившийся у частника ученик не получает никаких «корочек». Нужны ли они при «вольной профессии»? Бывают нужны. Я не знаю как сейчас происходит в случае конфликтных ситуаций с клиентами, но раньше комитеты по  правам потребителей требовали «на всякий случай» предоставить «корочку». И «комитетчиков» можно понять. Не могут же они при качественном разборе конфликтов стать одновременно специалистом в продуктах питания, автомобилях, швейном и обувном деле, электронике. Голова распухнет. Им нужно на что-то юридически опираться. В моей практике такая ситуация была один раз, клиент был грубо неправ, и возможно наличие «корочки» моей, помогло лучше «объяснить» клиенту необоснованность его претензии.  Заодно «комитетчики» провели со мной работу указав на огрехи приёма заказа. Кто-то скажет, «в наше время всё не так, всё в прошлом». Нет к сожалению, актуально именно сейчас. Работа комитетов была очень полезной и тогда, а сейчас остро необходима. Недавно у нас в городе «схлопнулся» один «бизнес-проект» на основе ремонта обуви. Развернулись в рекламе круто, но низкий профессионализм, легкомысленность организаторов, привела вероятно к целой череде судебных разборов по испорченной обуви. Хотели возможно сделать красиво, элитный салон с зеркалами, кожаными креслами и прочими атрибутами избранности.  Зеркала то купить можно, но где продаются сапожники? Самая основная часть любой мастерской, выяснилось….нигде. Созданная медийная картинка не соответствовала реальному внутреннему содержанию ….
Нюансов, тонкостей, «подводных камней» в такой работе очень много. Обувь с каждым годом всё разнообразней,...и загадочно производимой. Так-что «подводных камней» становится больше. А теперь представьте, если бы с этими ребятами вовремя «провели работу». Возможно не так грустно и смешно всё получилось. И работали бы ребята, наверно скромнее «кукарекая» в рекламе, зато тихо, молча повышая свой уровень работы. Или закрылись бы сразу, не попортив гражданам изрядное кол-во недешевой обуви. 
 Вторым трудноисправимым недостатком  «частного созвездия» является слабая оборудованность мастерских.  Активно покупается лишь то, что даёт отдачу как можно скорее. Частный мастер всегда прагматичен, что можно понять. Жизнь коротка, успеть нужно многое. От соблазнов нынешней жизни глаза разбегаются. Какое ещё железо??? Которое к тому же стоит недёшево. Пока «валялось» на вторичном рынке списанное с предприятий «Союза» оборудование, скупалось по дешёвке. Начиная с начала нулевых приобретается только самое дешёвое, если вообще приобретается. Можно в конце концов работать и с одним ручным инструментом, простым каким-нибудь движком и швейной «шарманкой».  Так и работает большинство мастеров, затраты минимальные, «выхлоп» максимальный! Получилась интересная ситуация, мастера «частного созвездия» не слишком заинтересованны в качестве своих услуг, ну кроме отдельных «фанатиков».Скорее наоборот, побольше бы «шабашников» и на их «фоне» даже средненькое качество услуг будет недосягаемой и ценимой услугой!!Кто-то скажет, ситуация очень похожая и в других сферах экономики, «износ активных фондов» близок к критическому.  Отличия есть, если в системообразующих предприятиях фонды под износились, их заменят так или иначе. Или сначала менеджеров недобросовестных сменят вместе с «хозяевами», потом фонды обновят за казённый счёт.  В социально-бытовых услугах, такая ситуация будет длиться столетиями. Сфера то «второстепенная», хлопотная, малооборотистая. Тут в производство сложное не всякий вложится, слишком  дорого,рискованно, проще «памперсы» производить или иное посложнее, но тоже необходимое (спец. одежду например) С кадрами, технологическими проблемами головных болей меньше. А тут малое экзотико-ремесленное «производство-услуг».
     В ряде случаев за дело берутся  коммерсанты с деньгами. Они могут вложиться в оборудование, но опять же, «живое оборудование»,  мастера, относятся к таким бизнес-проектам с недоверием. Разумно полагая, что неизбежно «деловому человеку», нужно вложенные деньги «отбивать», и чем быстрей, тем лучше. Мастер, отработавший не менее 10 лет, знает, по крайней мере приблизительно, реальную, низкорентабельную экономику данного сервиса, и догадывается, сколько лет ему  придётся всё это «отбивать». Особенно в условиях провинции… и отказывается. В крупных столичных городах такие дела ещё имеют какие-то шансы. В прочих городах России сложнее, высокообеспеченных граждан с «брендовой, дорогой обувью» поменьше, мягко выражаясь. Обычно, союзы толковых мастеров с представителями любого крупного бизнеса заканчиваются неизбежно одинаково, «разбегом по сторонам». Психология этих людей слишком разная. Вообще сомнительно, что-бы в такой индивидуальной сфере как услуги по ремонту и пошиву обуви, где каждый шов, тонкая зачистка, разные, мастера будут к работе относиться добросовестно…..на условиях найма. Если только под соц. гарантии, которые может предоставить только государство. Ещё один, железобетонный довод мастера-государственника.
    Третий недостаток «частного созвездия» мастеров связан с нашим русским менталитетом. Ни для кого не секрет, что часто «бизнесменами»  в ремонте обуви становятся граждане всю жизнь мечтающие иметь «отвязанную» работу. Ну «чтоб ни на «хозяина», а на себя(?!)». Менталитет этот сложился давно, при «Союзе» «отвязанная работа» позволяла «шевелиться», тут шабашка, там халтура. Сейчас, позволяет решать многочисленные семейные, бытовые проблемы, времени вечно не хватает. Следовательно, сооблюдением установленного режима, большинство сапожников не заморачивается, есть работа, работаю, нет работы «иду по делам». Или есть работа, но свои дела, всегда важнее! Клиент подождёт!
Многие «особо зазвездившиеся» сапожники считают, «если надо, позвонят, найдут, подождут». Естественно, такая неопределённость с режимом не вызывает у клиентов восторга.  Но таков уж менталитет народа, да и жизнь бытовая порой действительно так затюкает. Не каждому удаётся совместить «личное с установленным», когда работаешь один….Другое дело когда тот же гражданин попадает в «серьёзную организацию», тут же появляется и ответственность, и дисциплина, и личные делишки покажутся не такими важными! 
   Крайне редко возникают тандемы из одинаково ответственных мастеров, чаще они разлетаются через год-два по разным причинам. Кто-нибудь начинает подхалтуривать, следовательно ложиться «балластом» на напарника, разные причины бывают. Теперь представьте, как умудрялись работать начальники цехов при СССР. Ведь там таких вольнолюбивых мужиков было в среднем человек по 10!! Попробуй, настрой этот «оркестр» на позитивную работу. Впрочем уровень ответственности всё-таки тогда был повыше. 
 В этом плане военный завод на котором я начинал трудовую практику дал мне определённый заряд дисциплины. (Не попал бы в аварию в армии, там бы и работал всю жизнь. Всё-таки дисциплина и определённость занятий, лучше рваной и сложной работы в сервисе. Но требования военных производств, гарантированно хорошее здоровье, гарантированно ясный ум закрыло мне этот путь после травмы)
   
    Пока были высказаны критические доводы первого спорившего наставника-государственника. А как с точки зрения второго, мастера-частника?
    В социально-бытовых  предприятиях государственных при СССР обувщики чаще скептически относились к новациям, даже воспринимали их «в штыки». Допустим, сложно клеются износостойкие материалы относительно более дешевых. Значит, зачем наживать себе проблемы? Работаем с дешевкой и дело с концом. Вопросов с «повторами» не будет, быстрей сотрётся, быстрей клиент вернётся. Это один лишь пример, а в работе их десятки.
     При таком подходе на гос. предприятиях больше оседало людей безинициативных, не стремящихся в чём-то себя реализовать. День прошел, копейка упала и так бы каждый день. В общем-то тоже самое происходит по всем предприятиям гос.сектора, и не только кстати в нашей стране.  В рассматриваемом нами вопросе, существовавшая система, даже с преференциями вроде льготных площадей и закупленном при «Союзе» парке оборудования порой не выдерживало конкуренции даже с нашими голодранными мужиками и «понаехавшими шабашниками с юга». Зависело конечно от личных качеств начальников цехов, есть такие, которые «держат марку» по сей день. В другой конечно форме собственности. Но всё-таки….
  Помнится , замечал как-то на сайте, что обувщик это профессия, которой мастер учится всю жизнь. Мода меняется, стили, материалы, оборудование, а на гос.предприятии осаждается контингент которому «ничего не надо», «ничего не интересно», каково работать в таком коллективе растущему профессионально  мастеру? Поэтому мастера «баламуты», которым «больше всех надо» и уходили «по собственному желанию» из предприятий на «вольные хлеба». Туда, где по его мнению, его личная инициатива не будет ограничена. Такие «баламуты» вечно что-то придумывают, изобретают новые приёмы, им всегда нужен какой-то новый инструмент, который…...(?), он что, будет приобретать на свою зарплату? А десять «лоботрясов», которым ничего не надо, … будут «у него на шее сидеть»?  Умные начальники цехов таких «особо одарённых» мастеров часто выделяли в отдельную «касту» создавая порой условия для инициативы. Потом эти затраты  всегда окупались в виде повышения общего уровня качества услуг. Ну а если начальнику цеха тоже «ничего не надо», от «баламута» старались избавиться. Так предприятия лишались, быть может, самых ценных работников. Общий уровень падал, оборудование неухоженное постепенно ветшало, и даже «списывалось» в конечном счёте. Появлялось на вторичном рынке.
   Больным местом гос. предприятий всегда  было качество низового управления, так сказать «на уровне взводов». Как было вышеописано, это работа не для слабонервных, требует немалого ума, подготовки, как педагогической, так и профессиональной. Много ли таких людей можно найти у нас в гос. структурах? Трудный вопрос. Не каждому дано умение работать с людьми, тем более с такими сложными и разными как мастера-обувщики. 
  Всегда реально….. проникновение «на уровень взводов», лиц с тем же частным интересом, желающими воспользоваться преференциями и льготами в лично-корыстных интересах. Как и в других сферах нынешней экономики. В конечном счёте, именно  «студенты текстильных институтов» бытовые гос.предприятия и развалили. Цеха по таким «управлением» неуклонно теряют уровень качества услуг, «забывают» о своём предназначении…...
   Самой сольной  стороной гос. предприятий советского соц. быта, было наличие в работе, официально по крайней мере, идейного стержня. Замышлялась изначально система не как высокорентабельное, приносящее «чемоданы налика» в бюджет мероприятие. Отсутствие бытовых проблем у населения всей страны, всех профессий, означает огромную экономию человеко-часов труда, настроение, повышающее общую производительность. При условии соответствующего уровня качества конечно. Сейчас, когда экономика переформатированна, вопрос эффективности труда каждого работника потерял актуальность. Не так важно сколько времени  в жизни тратит гражданин на беготню по всевозможным бытовым сервисам? 
       Мышление советских руководителей было  по масштабней нынешнего узко-коммерческого, поэтому и существовали всевозможные льготы для предприятий бытовой направленности. Сейчас они постепенно ушли, «рынок  всё расставит сам» как известно. Вот и бегаем мы по точкам « где  ремонтировать нигде не умеют». 
  Сильной стороной гос.предприятий была относительная беспроблемность первоначального обучения молодёжи. Вопрос кадров, как самый серьёзный, решался капитально. Если уж попал в цех, то обязательно всем азам научат. Грубейшие нарушения технологий ремонта если и встречались, нечасто. Равнодушие, бывало, но чтоб на суперклей быстренько «ремонтировали», категорически нет. 
  Клиент имел юридическую гарантию, что ему не испортят, заказы оформлялись все как полагается. В нынешних, иных точках, у «лихих ребят», можно и концов не найти. Это уже третья сильная сторона гос. сектора, частные ребята чаще оформлением не заморачиваются, хотя это каждодневное нарушение установленного закона, гарантию ты обязан предоставить. И вряд-ли удасться «частное созвездие» к этому принудить. Оно им надо? Не присылать же инспекторов каждый день, в каждую точку, дороговато встанет.
     Народ у нас относительно наивен и доверчив, черта замечательная. Вторым или третьим только поколением, как из крестьянских изб вышло.   И рассчитывать, что прям так быстро, станет он «грамотным потребителем» тоже наивность. Естественно, у «дельцов», всегда будет присутствовать заманчивое желание за счёт «лопухов» с толстыми кошельками, «с земли бабки» поднять. Психология этой публики («дельцов») незатейлива и цинична.  
Поэтому я взялся, при случае, за «волонтёрское» обучение  своих клиентов обувной грамоте. А иначе как,(?) веками ведь без сухих «лаптей» жить будут, при нашем то климате, и великом множестве  не в меру предприимчивых «любителей заработать».
    Соц. бытовые гос. предприятия  необходимы, для первоначального обучения молодых мастеров прежде всего.  Не вижу принципиальных причин невозможности их существования даже в нынешней экономической ситуации. Они должны быть хорошо оборудованы, подконтрольны местным властям, и….некоммерческим по сути. Лишь бы «дебет с кредетом сводили». Выполняемая ими задача должна быть иной. Задавать общий тон уровня качества услуг, прежде всего. Улучшение  «обратной связи» с клиентами по качеству и популярности моделей обуви для наших производителей. Есть и другие необходимые, полезные социально функции, которыми можно «подгрузить» людей  профессионально подготовленных. Для улучшения качества жизни людей.
    До осознания необходимости социально-бытовых Гос. УПП нужно ещё дозреть, время не пришло. Пока все бредят «чемоданами налика»  наверно нужно подождать, подлечить заболевших этой «параноей» граждан. 
  Наступать на старые, советские грабли, уничтожая размашисто, как сделали в советское время,  «частное созвездие» необязательно (скорее вредно). Всех частников скрутили в «бараний рог» при Хрущёве, тогда ещё многие в кирзовых сапогах ходили. А в восьмидесятые, существовавшая практически монопольно гос. система уже не справлялась с возросшим спросом на услуги.  Мы ведь хорошо помним, хамоватость порой, работников бытового обслуживания тех времён. Монополии, полумонополии всегда чреваты деградацией «человеческого фактора».
 Экзотико-ремесленная среда тонкая,... мастера всегда растут и развиваются профессионально, если для них есть условия. И  «засыхают» быстро от разочарования, если сталкиваются с непониманием общим…...как сейчас,  в обстановке всеобщей гонки за прибылью. Условное понятие «прибыль»,  не что-то виртуальное, а конкретные деньги из кошельков каждого гражданина, присвоенные кем либо из проходимцев, как в вышеописанном случае  «фантомного салона». Слава богу, хоть суды пока не отменили. Рано или поздно, получают, пока, по глупому темечку. 
   Много молодых, талантливых ребят бросило эту работу за ушедшее десятилетие, хотя она им нравилась. Работа эта даёт работнику чувство социальной необходимости, работая с людьми, нечасто это встретишь в иных сферах.  «Наивный и доверчивый» народ, умеет быть благодарным за честно выполненную работу.
  Особый случай, работающие в сфере обувного сервиса... женщины.  Казалось бы работа исключительно мужская, … но безработица 90-х   показала,  что «есть женщины в русских селеньях….., не только в горящую избу войдут, но и башмаки подобьют(!?)». Приходят они в этот сервис разными «извилистыми тропами», кто-то работал в прежней «системе» и менять профиль поздно. У кого-то муж сапожник, возникает семейный тандем. Такие тандемы бывают наиболее стабильно работающие, с неплохим уровнем качества. Швейную часть работы, женский пол обычно выполняет с соответствующей аккуратностью, у женщин часто лучше работает «дизайнерское мышление».  С прочей работой возникают трудности, совершаются по незнанию анекдотические ошибки и промахи, работать со всевозможным колюще-режущим, ударно-зачищающим, электроинструментом женскому полу сложнее, руки всё-таки не мужские.  Во всех случаях, работающие в этой сфере женщины,  вызывают симпатию своей гордой отвагой, неутраченным уважением к труду. Качество уникальное сейчас.
 
   Подводя итог старому спору наставников могу сказать….правы оба! И гос. УПП нужны, и «частное созвездие», желательно из прошедших  первоначальное обучение мастеров созданное, тоже иметь неплохо. Надеюсь когда-нибудь мы дозреем до необходимости содавать бытовые системы свои. С учётом своего положительного опыта и без слепой оглядки на…..необязательно положительный, а то и вообще, нам неподходящий опыт иных стран. Кому хватило терпения дочитать до конца, понял, тема спора неоднозначна. Во многом прав первый мастер, во многом второй. Пока, люди продолжающие пока оказывать добросовестные услуги по социально-бытовому обслуживанию населения, сами в неопределённой социальной ситуации. (случаи с  всевозможными «шабашниками» отбросим, это не соц.быт, нечто другое) Людям по отдельности они вроде нужны, государству в целом, нет. Почему так получается? Добавлю к теме ещё размышление….
   Нет таких алгоритмов, измеряющих «доходность» мастера создающего беспроблемность бытовой жизни для многих, многих людей,    врача, который лечит, а не калечит, учителя, который воспитывает личности, а не отбывает номер за жалованье. Пока мыслят исключительно по алгоритмам простейшей «доходности», указанные сферы будут неизбежно, пусть медленно, но деградировать по уровню качества, профессионализма…. При внешнем блеске, ….«пыль в глаза пустить» всегда дешевле и доходней, тоже неизбежно закономерный, по такому случаю, алгоритм рынка. Пообщавшись с некоторыми чиновниками,  понял, намерение «перенести в цифру» все аспекты жизни,   пропагандируется как «магистральное». 
  Ошибка. Жизнь сложнее, с математикой не всегда дружит. С соц. бытом, и другими социальными сферами точно. Следовательно качество жизни людей при таком подходе будет неизбежно снижаться, добавляя нервов, проблем. В «цифру» возможен и полезен лишь перевод основных и уже отработанных производств, типовых гос.услуг не более. Это возможно учесть, рассчитать, сделать обыденными. Остальные сферы жизни, только «при живом управлении». Слишком много разных человеков с разными проблемами, слабостями, хотелками. Ну как просчитать допустим, потерю для какого-нибудь предприятия ценного специалиста, если у него «шишка» на ноге вылезла. Трёт, жмёт, голова болит, сапожники все бестолковые, только начистить и умеют. Специалист допускает ошибки, предприятие несёт убытки, срываются договора. А всего-то…. нет сапожников квалифицированных! Это реально просчитать?? 
 Доводы приводимые вроде понятны людям. Но средний чиновник живёт в алгоритмах «спускаемых сверху», поэтому он и  «не слышит» очевидного. Как «нормальный» человек он тоже пользуется услугами обувщиков и всё понимает, но как чиновник, не может допустим предоставить соц. бытовому предприятию льготы по аренде площади, земли как социально значимому роду деятельности. В алгоритмах «конкурентоспособности» это не прописано, упаси бог в «коррупции» заподозрят. Своя карьера всегда дороже! 
   Даже в дорожном строительстве,  случаются накладки. Тендеры «по цифре» часто выигрывают «более конкурентоспособные», на практике, заказы не выполняются, сроки срываются. Город  из-за привнесённого нервоза, потерянного времени несёт убытки. Опять, и здесь в живом деле, необходимость «ручного управления», штучного отбора ответственных людей. Лично «просверлить» глазами подрядчика, жулик, не жулик (?), врёт, не врёт, или просто денег казённых хочет(?) Ну никак под «цифру» не подходит.
    Мастера постарше помнят, как в своё время, они не влезали в «алгоритмы» строителей коммунизма. С одной стороны к ним обращались за помощью, с другой, вроде «пережиток тёмного прошлого», который «должен быть изжит» Ведь извлекает таким образом сапожник «нетрудовые» доходы. В бытовой жизни данное противоречие разрешалось счастливо, царившей в стране «двойной моралью». Ну да, вроде как нельзя «шабашить» вне производств, но МНЕ то можно сделать(?!). Неопределённость конечно угнетала мастеров, загоняя в рамки как бы «теневой деятельности». Теперь вот тоже неопределённость. Для среднего чиновника понятна цифра построенного жилья, добытого и проданного газа и прочего легко просчитываемого. А вот с чего живет мастер по услугам ремонта, и как определить его реальную «социальную пользу», чиновнику непонятно. Рассчитывать на спасительный русский бардак? Что мастера из воздуха будут появляться. Не получиться. Один мой знакомый, в одном из областных центров Сибири, нашел только одного сапожника, и то, такого непонятного уровня, что сдавать обувь не стал. Не хотят люди жить и работать в условиях неопределённости. Сокращается количество мастеров местных неумолимо.  Как живут люди в плане обувной ухоженности в этом областном центре мне непонятно. Как- то наверно выкручиваются, как раньше выкручивались в дореволюцинной России, по частным домам какие-то умельцы, только местным известные, есть.  При одних лишь частно-рыночных механизмах формирования социально-бытовых систем, таких, «неохваченных цивилизацией» городов в России будет немало. Уже сейчас, много сапожников, по меткому выражению этого знакомого, «заармянились», т. е. переехали зарабатывать в Москву и другие крупные города европейской России по неслабому «ценнику». Отсутствие качественного социально-бытового обслуживания делает жизнь в прочих городах «необьятной» менее комфортной. Регулировать эту сторону жизни проще опять же, при наличии общегосударственной системы. Осваивать ресурсы Сибири, усилиями каких-людей? Только вахтовиков в бараках(?). Освоение, означает заселение, на постоянное жительство. Сомнительно, что-бы хорошие спецы, добровольно сменили условия проживания в европейской части России на жизнь в бараках (?).Нужно условия создавать, социально-бытовые в том числе. Иное же отношение к людям, обесценивает все громкие заявления.
 Подождём, «вызревает» у нас обычно долго, через ошибки и потери. Надеюсь, информация к размышлению была полезной.
  


    
  
   


  




Похожие новости

Комментариев 0